Оглавление
- Specifications[edit | edit source]
- Обновление парка грузовых автомобилей
- Где они сегодня?
- Проблемы с безопасностью[9][править | править код]
- Примечания
- Примечания
- 5 КрАЗ-6322
- Китайский базар
- Газон Next и другие
- дальнейшее чтение
- Грузовики «Форд-Тимкен» и их производные
- Процессоры Athlon для Socket 939
- 2 M1078 LMTV и M1083 MTV
- Проблемы с безопасностью[9]
- Военные исполнения грузовиков Ford-AA
- Интер возвращается
- То ли ГАЗ, то ли Лексус…
- Примечания
- 4. Проблемы с безопасностью
- Американские грузовики «Морленд»
- 10 IVECO M250
- Battlefield: Bad Company 2[edit | edit source]
- Triviaedit | edit source
- MTVR (Соединенные Штаты)
Specifications[edit | edit source]
Note that the motor and tire specifications, along with other improvements, apply to the A2 versions (and A1 versions) of each base model listed below. There is an M928, an M928A1, and M928A2.
Engineedit | edit source
The M939 and M939A1 models use a Cummins NHC 250, a 855 cu in (14.0 L) naturally aspirated inline 6 cylinder diesel engine developing 240 hp (180 kW) at 2100 rpm and 685 lbf·ft (929 N·m) of torque at 1,500 rpm. This was the standard engine of the M809 series. The M939A2 models use a newer and smaller Cummins 6CTA8.3 504 cu in (8.3 L) turbocharged inline 6 cylinder diesel engine developing 240 hp (180 kW) at 2100 rpm and 745 lbf·ft (1,010 N·m) torque at 1,500 rpm.
All models have an Allison 5 speed automatic transmission with a two speed transfer case. The front axle was engaged in low range.
Wheelbasesedit | edit source
There are three wheelbases (measurements are from the centerline of the front axle to the centerline of the rear tandem). The short, used for tractors and dumps, is 13 feet 11 inches (4.24 m), the long («standard»), used for cargo and wreckers, is 14 feet 11 inches (4.55 m), and the extra long, used for long cargo and expansible vans, is 17 feet 11 inches (5.46 m).
Обновление парка грузовых автомобилей
Начиная с конца 1990-х гг. в Армии США началась постепенная замена машин семейства M939 (а также более ранних машин, таких, как M809 и M35) на автомобили семейства средних тактических автомобилей FMTV (англ. Family Medium Tactical Vehicles). С 1993 новые M939 в войска не поступают. В то же время машины серии M939 оцениваются эксплуатирующими их военными как хорошо зарекомендовавшие себя, в том числе и во время боевых действий, хорошо освоены в войсках, имеют инфраструктуру и при этом являются более дешёвыми (около 94000 долларов США, что на 15000 долларов меньше стоимости аналогичных машин семейств FMVT). В связи с этим, в 1993 г. эксперты Управления общего учёта США высказывали в своём отчёте мнение об отсутствии у FMVT существенных преимуществ по сравнению с M939 и выступили в поддержку продолжения закупок машин семейства.
Военно-морской флот США и Корпус морской пехоты США проводят собственную программу обновления парка средних тактических автомобилей (MTRV — англ. Medium Tactical Vehicle Replacement). Помимо прочего, в рамках программы производится увеличение грузоподъёмности среднего тактического автомобиля: на смену пятитонным грузовым машинам приходят автомобили грузоподъёмностью 7 тонн (на грунте, по шоссе — до 14 тонн).
Где они сегодня?
Что происходит с американскими грузовиками в России сейчас? В экономическом плане они проигрывают европейцам. Дело в том, что американские траки заточены под чуть большую крейсерскую скорость, поэтому у них немножко другие передаточные числа в трансмиссии, в отличие от европейцев. Вкупе с двумя ведущими мостами это отрицательно сказывается на расходе топлива. Среднестатистический современный европеец с обычным полуприцепом расходует меньше 30 литров солярки на 100 километров – такими показателями американцы похвастаться не могут.
Ну и конечно, американцы просто великолепны там, где важна проходимость – всё-таки два ведущих моста «решают». А в целом, если рассматривать перевозки в России, в качестве магистрального грузовика европеец всё-таки будет предпочтительнее.
Сегодня массовый ввоз американцев в нашу страну прекращен, хотя какие-то единичные случаи всё-таки встречаются. В основном же приходится говорить о машинах, которые были ввезены в Россию еще в сытые нулевые. Небольшой процент этих грузовиков осел у настоящих ценителей американских траков – они следят за ними, поддерживают в отличном состоянии и продолжают эксплуатировать. Но подавляющее большинство американских грузовиков, встречающихся на российских дорогах, находится в удручающем состоянии. А те сервисы, которые в свое время были заточены под обслуживание американцев, сегодня либо закрыты, либо перепрофилировались на ремонт автомобилей на других марок. Многие запчасти приходится искать либо на разборках, либо заказывать с большим сроком ожидания и соответствующим ценником.
Хочу выразить сожаление, что эти большие, красивые и по-настоящему интересные грузовики практически исчезают с наших дорог.
Проблемы с безопасностью[9][править | править код]
Автомобили семейства М939 были замечены как небезопасные в эксплуатации машины. Так, в докладе Счётной Палаты США сообщается, что в период с 1983 по 1998 автомобили М939, составляющие в среднем около 9 % парка автомобилей Армии США, оказались участниками 34 % автомобильных аварий со смертельным исходом, происшедших с автомашинами Армии; из общего числа опрокидываний автомобилей, приведших к гибели людей, 44 % приходится на происшествия с M939. Помимо этого, в отчёте приводятся статические данные, демонстрирующие повышенную опасность машин серии М939 по сравнению с другими автотранспортными средствами Армии США и аналогичными гражданскими грузовыми автомобилями.
Исследования, проведённые армейскими экспертами, показали следующее. Автомобили серии M939 проектировались для работы в условиях бездорожья: планировалось, что на дороги без твёрдого покрытия будет приходиться до 80 % времени движения машин. Соответственно, на автомобили были установлены шины, наилучшим образом отвечающие предполагаемой работе в тяжёлых дорожных условиях. На практике ситуация оказалась обратной: 80—90 % времени движения приходилось на дороги с твёрдым покрытием, на которых установленные шины не обеспечивали должной устойчивости автомобиля. Помимо этого, выяснилось, что тормозная система автомобиля имеет недостатки: при торможении блокировка колёс происходила раньше, чем это мог ожидать водитель, особенно часто это происходило с порожними или легкогружёными машинами. Возникающий занос часто заканчивался опрокидыванием грузовика.
В качестве первоначальной меры направленной на снижение аварийности автомобилей семейства M939 было введено ограничение скорости этих машин до 65 км/ч на шоссе. Затем была принята программа модернизации машин семейства, в ходе которой была произведена замена шин, установлена антиблокировочная система тормозов, был произведён монтаж элементов системы пассивной безопасности кабины водителя.
Примечания
- Производство автомобиля не осуществляется, но машина состоит на вооружении
- 11.00R.20 — ширина профиля шины 11 дюймов, радиальная полнопрофильная шина, монтажный диаметр 20 дюймов, 14 14.00R20 — ширина профиля — 14 дюймов; подробнее о маркировке шин см. Автомобильная шина
- Brojo P., Moštěk Ja. — US Army 5 Ton Truck M939 Series. — Capricorn Publication, 1998. — P. 2. — (Army Wheels in Detail). — ISBN 80-238-2079-6. (англ.)
- При подготовке раздела использованы данные из и
- В табл. 2 и далее все технические характеристики указаны для машин серии A0, если не оговорено иное.
- Brojo, Moštěk. . — P. 9.
- По материалам (англ.)
- (англ.)
Примечания
- Производство автомобиля не осуществляется, но машина состоит на вооружении
- 11.00R.20 — ширина профиля шины 11 дюймов, радиальная полнопрофильная шина, монтажный диаметр 20 дюймов, 14 14.00R20 — ширина профиля — 14 дюймов; подробнее о маркировке шин см. Автомобильная шина
- Brojo P., Moštěk Ja. — US Army 5 Ton Truck M939 Series. — Capricorn Publication, 1998. — P. 2. — (Army Wheels in Detail). — ISBN 80-238-2079-6. (англ.)
- При подготовке раздела использованы данные из и
- В табл. 2 и далее все технические характеристики указаны для машин серии A0, если не оговорено иное.
- Brojo, Moštěk. . — P. 9.
- По материалам (англ.)
- (англ.)
5 КрАЗ-6322

- Страна-производитель: Украина
- Макс. скорость: 80 км/ч
- Двигатель: 8-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-238, 330 л/с (243 kW)
КрАЗ-6322 — украинский грузовой бортовой полноприводный автомобиль капотной компоновки. Предназначен для перевозки людей и различных грузов по дорогам общего пользования, а также по бездорожью.
В 2014 году в конструкцию КрАЗ-63221 были внесены изменения: двигатель ЯМЗ-238 российского производства был заменён на двигатели иных производителей. С 1 сентября 2015 года был освоен выпуск КрАЗ-63221 с двигателем Ford-Ecotorq 9.0L 360PS. ЯМЗ-238 предлагается из запасов, если заказчик этого пожелает, которые поставлялись до 1 ноября 2014 года включительно. Фактически продолжают устанавливаться двигатели ЯМЗ-238, которые поставляются в обход через Белоруссию.
Китайский базар
Китайский «грузовой» автопром на этот раз защищала только компания Dongfeng: она привезла целую гамму машин, включая пикапы, микроавтобусы и грузовички с кабиной «как у Ниссана Cabstar», но они пока не продаются. Зато на кузовах самосвалов написано «VH-Dongfeng» — бельгиец Серж Ван Хооле, известный по компании VH-DAF, теперь будет торговать у нас не только голландскими, но и китайскими грузовиками! Цена самосвала Dongfeng 6×4 типична для «китайцев» — 2,8 млн рублей.
Китайская «лавка счастья»: любая фара — по 45 долларов, решетка радиатора — по 150 долларов
Еще впервые в Россию прибыл Naveco Yuejin — продукт итальяно-китайского СП Naveco. Но Iveco к его продажам в России не имеет отношения: торговать машиной будут представители рязанского завода Центртранстехмаш. Да и итальянского здесь — только лицензионные дизель 2.8 и коробка передач, сделанные в Китае. Грузоподъемность шасси — около трех тонн, цена шасси без «будки» — 750 тысяч рублей.
А на одном из стендов китайских производителей запчастей разместился настоящий «ларек» по торговле светотехникой и фальшрадиаторными решетками.
В АР №14, 2013 мы рассказывали, что в Сибири проблема с фарами для американских Volvo VN: их надо заказывать из США, причем «оригинал» очень дорог, поэтому местные умельцы приспосабливают фары от Лады Приоры.
Китайское с итальянским: у Naveco Yuejin — двигатель и коробка передач по лицензии Iveco
— А сколько стоит у вас фара для американского Volvo? — спрашиваем.
— Всего сорок пять долларов! Любая фара у нас стоит столько!
— Фары для нового тягача Mercedes Actros есть?
— Конечно.
— А для новейших Volvo FH, что стоят в соседнем зале?
— Разумеется! Как только выпуск какой-нибудь модели начинается в Европе, у нас сразу появляются запчасти для нее.
Вот только каково качество этой продукции? Кстати, USB-флешка с пресс-информацией, которую нам подарил Dongfeng, «разобралась» на части при первом же использовании…
Газон Next и другие
Продажи Газелей Next набирают обороты, а тем временем газовцы оснастили той же кабиной среднетоннажный «газон»: он так и называется — Газон Next. Поневоле улыбнешься!
Этот грузовик с кабиной от Газели Next — наследник знаменитых «газонов». Посреди кабины — во-от такой рычаг КПП
Грузовик остался пятитонным (грузоподъемность — 4,7 т у версии с короткой базой и 5 т у длиннобазного исполнения), но конструкция изменилась. Под капотом — либо Cummins 3.8, либо ЯМЗ-534, сцепление — Sachs, рулевой механизм интегральный, марки ZF, тормоза и спереди и сзади дисковые с немецкими компонентами, передние рессоры стали длиннее для лучшей плавности хода. Мы внесли пару предложений газовским конструкторам: в высоко поднятой кабине не хватает ручек, за которые удобно держаться при посадке, а на довольно узком и покатом стальном бампере неудобно стоять (но газовцы обещают сделать «шершавые» накладки). Производство Газонов Next начнется в следующем году, и нам по секрету назвали цену: меньше миллиона рублей!
Стоять на бампере не очень удобно. Под капотом — ярославская «четверка» ЯМЗ-534
Интерьер — как у Газели Next
/
Тем временем ГАЗ готовит массу других новинок. Среди них — цельнометаллические Газель и Соболь Next, выпуск которых начнется в 2015 году, джойстик вместо рычага коробки передач Газели и Соболя Next и новый бензиновый двигатель Evotech. Это знакомый ульяновский УМЗ, но с глубоко переработанной конструкцией: рабочий объем уменьшен с 2,9 л до 2,7 л, расход топлива снижен на 5%, обещанный ресурс — 400 тысяч км. При этом российскими будут только основные компоненты, но цена мотора не увеличится.
Перспективный Соболь Next, причем цельнометаллический
А в перспективе кабину от Газели Next получат капотные Уралы! «В любом случае эта кабина шире нынешней уральской», — комментируют конструкторы. Пока же Урал провел мини-рестайлинг бескапотной модели с древней лицензионной кабиной Iveco. Похоже, дизайнеров вдохновил Ford Cargo… Жаль, интерьер Урала остался прежним — устаревшим и грубым.
Пока перспективный Урал существует в виде эскизов. Но кабина будет от Газели Next, а облик — «по мотивам» бронированных Тайфунов
Да, кстати: каковы перспективы обычных Газелей и Соболей? «Мы будем выпускать их еще три— пять лет, а затем, возможно, перенесем производство в одну из стран третьего мира — например, Индию», — говорят газовцы.
Рестайлинг для ветерана: модель со старой ивековской кабиной будет называться Урал-М. А вот и обещанный джойстик КПП для Газели и Соболя Next
дальнейшее чтение
- Справочник по системе вооружения армии США 2012 г. (ч / б) , ISBN
- FMTV Trucks в деталях: варианты M1078, M1083 и M1084 и гаубица M198: руководство по фотографиям для разработчиков моделей , ISBN
- Платформы Jane’s Land Warfare 2015–2016: логистика, поддержка и беспилотные средства , ISBN
- Платформы Jane’s Land Warfare 2014–2015: логистика, поддержка и беспилотные средства , ISBN
- Военные автомобили и логистика Джейн 1998–1999 », ISBN
- Современные военные машины США , Фред Крисон, ISBN
- (том 1 из 2) и (том 2 из 2)
- Руководство оператора M1083 Series, 5-тонные, 6×6, средне-тактические машины (MTV) . Департамент армии США. 2005 г.
Грузовики «Форд-Тимкен» и их производные
Подписывая договор с корпорацией Ford, никто не обратил внимания, что в ее программе не оказалось самого важного для Красной армии — трехосного грузовика повышенной проходимости с колесной формулой 6×4. Действительно, тогда она вообще не имела в программе подобных машин для эксплуатации в условиях бездорожья
В результате в 1928-м на своем усиленном шасси АА компания Ford установила два задних ведущих моста с главными червячными передачами фирмы Timken и отправила прототипы в СССР, где их стали называть «Форд-Тимкен» или «Форд-АА шестиколесный».
![]() |
Выезд первого грузовика Ford-Timken из ворот Первого автосборочного завода (кинокадр) |
Первый трехосный советско-американский грузовик со всеми односкатными колесами был представлен в феврале 1930 года, и затем фирма отправила в СССР еще несколько партий машинокомплектов, из которых собрали около 1200 машин Ford-Timken с задними двухскатными колесами.
![]() |
Партия трехосных бортовых грузовиков Ford-Timken отечественной сборки |
Тем временем специалисты НАТИ трудились над доработкой американских трехосных грузовиков. Результатом их деятельности в начале 1930-х стали экспериментальные автомобили Форд-НАТИ-30 с червячной главной передачей и конической системой привода. После испытаний для серийного производства был выбран первый вариант, послуживший основой будущего известного грузовика ГАЗ-ААА.
![]() |
Испытания советского опытного трехосного автомобиля «Форд-НАТИ-30» |
Процессоры Athlon для Socket 939
Название процессора | Купить на Aliexpress | Частота | L2-кэш | Hyper Transport | Напряжение | TDP |
AMD Athlon 64 3500+ | 2.2 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3800+ | 2.4 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 4000+ | 2.4 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3000+ | 1.8 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3200+ | 2.0 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3400+ | 2.2 GHz | 512 KB | 800 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3500+ | 2.2 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3800+ | 2.4 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3000+ | 1.8 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3200+ | 2.0 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3500+ | 2.2 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3000+ | 1.8 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.35/1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3200+ | 2.0 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.35/1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3400+ | 2.2 GHz | 512 KB | 800 MHz | 1.35/1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3500+ | 2.2 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.35/1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3800+ | 2.4 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.35/1.40 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3200+ | 2.0 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.35 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3500+ | 2.2 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.35 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3500+ | 2.2 GHz | 512 KB | 1000 MHz | 1.35/1.40 V | 67 W | |
AMD Athlon 64 3700+ | 2.2 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.35/1.40 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 4000+ | 2.4 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.35/1.40 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 3700+ | 2.2 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.35 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 4000+ | 2.4 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.35 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 FX-53 | 2.4 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 FX-55 | 2.6 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.50 V | 104 W | |
AMD Athlon 64 FX-55 | 2.6 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.35-1.40 V | 104 W | |
AMD Athlon 64 FX-57 | 2.8 GHz | 1024 KB | 1000 MHz | 1.35-1.40 V | 104 W | |
AMD Athlon 64 X2 3600+ | 2.0 GHz | 2 × 256 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 89-110 W | |
AMD Athlon 64 X2 3800+ | 2.0 GHz | 2 × 512 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 X2 4200+ | 2.2 GHz | 2 × 512 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 X2 4600+ | 2.4 GHz | 2 × 512 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 110 W | |
AMD Athlon 64 X2 3800+ | 2.0 GHz | 2 × 512 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 X2 4200+ | 2.2 GHz | 2 × 512 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 89 W | |
AMD Athlon 64 X2 4400+ | 2.2 GHz | 2 × 1024 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 110 W | |
AMD Athlon 64 X2 4600+ | 2.4 GHz | 2 × 512 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 110 W | |
AMD Athlon 64 X2 4800+ | 2.4 GHz | 2 × 1024 KB | 1000 MHz | 1.30-1.35 V | 110 W | |
AMD Athlon 64 FX-60 | 2.6 GHz | 2 × 1024 KB | 1000 MHz | 1.35-1.40 V | 110 W |
2 M1078 LMTV и M1083 MTV

- Страна-производитель: США
- Макс. скорость: 94 км/ч / 89 км/ч
- Двигатель: Caterpillar 3115 ATAAC 6.6-liter diesel, 225 л/с (166 kW) / Caterpillar 3115 ATAAC 6.6-liter diesel, 290 л/с (213 kW)
В 1991 году компания Stewart & Stevenson получила крупный контракт на производство нового семейства средних тактических транспортных средств (FMTV) для американской армии. Первые грузовики поступили в армию США в 1996 году и заменили модели M809 и M35, которые были разработаны еще в конце 1940-х годов. С 2012 года семейство FMTV выпускается корпорацией Oshkosh.
Акцент при разработке этих автомобилей был на надежность, низкую стоимость единицы и эксплуатационные расходы, а также долгосрочную эффективность. Все эти аспекты были хорошо продемонстрированы в течение срока службы грузовика.
Проблемы с безопасностью[9]
Автомобили семейства М939 были замечены как небезопасные в эксплуатации машины. Так, в докладе Счётной Палаты США сообщается, что в период с 1983 по 1998 автомобили М939, составляющие в среднем около 9 % парка автомобилей Армии США, оказались участниками 34 % автомобильных аварий со смертельным исходом, происшедших с автомашинами Армии; из общего числа опрокидываний автомобилей, приведших к гибели людей, 44 % приходится на происшествия с M939. Помимо этого, в отчёте приводятся статические данные, демонстрирующие повышенную опасность машин серии М939 по сравнению с другими автотранспортными средствами Армии США и аналогичными гражданскими грузовыми автомобилями.
Исследования, проведённые армейскими экспертами, показали следующее. Автомобили серии M939 проектировались для работы в условиях бездорожья: планировалось, что на дороги без твёрдого покрытия будет приходиться до 80 % времени движения машин. Соответственно, на автомобили были установлены шины, наилучшим образом отвечающие предполагаемой работе в тяжёлых дорожных условиях. На практике ситуация оказалась обратной: 80—90 % времени движения приходилось на дороги с твёрдым покрытием, на которых установленные шины не обеспечивали должной устойчивости автомобиля. Помимо этого, выяснилось, что тормозная система автомобиля имеет недостатки: при торможении блокировка колёс происходила раньше, чем это мог ожидать водитель, особенно часто это происходило с порожними или легкогружёными машинами. Возникающий занос часто заканчивался опрокидыванием грузовика.
В качестве первоначальной меры направленной на снижение аварийности автомобилей семейства M939 было введено ограничение скорости этих машин до 65 км/ч на шоссе. Затем была принята программа модернизации машин семейства, в ходе которой была произведена замена шин, установлена антиблокировочная система тормозов, был произведён монтаж элементов системы пассивной безопасности кабины водителя.
Военные исполнения грузовиков Ford-AA
Грузовые Форды советской сборки в стандартных исполнениях сразу же стали поступать в РККА и применялись до первых месяцев Великой Отечественной войны. Различные гражданские и военные ремонтные заводы, мастерские и автобазы на шасси Ford-AA выпускали для Красной армии простые универсальные фургоны, цистерны, химические и санитарные машины, а также монтировали пулеметные установки.
![]() |
Типовая походная мастерская-летучка ПМ-3 на автомобиле Ford-AA |
Первые автомобили медицинской службы для РККА оснащались задними односкатными колесами, удлиненными рессорами, прямоугольными или обтекаемыми застекленными кузовами, выполненными по образцу типовых легких американских автофургонов.
Первой специальной машиной, поступившей на вооружение химических войск, стала автомобильная душевая с паровым котлом, водяным насосом и двумя выносными душевыми отделениями для одновременной санитарной обработки 16 человек личного состава. На обычном шасси Ford-AA монтировали также полевые мастерские, мобильную электростанцию и шасси со съемными железнодорожными колесами с ребордами.
![]() |
Схема душевой установки АД химических войск на автомобиле Ford-AA |
В 1930 году в Научном автомоторном институте (НАМИ) на этой базе был построен первый советский полугусеничный автомобиль, оснащенный движителями с фрикционным зацеплением гусеничной ленты, выполненными по образцу французской системы Kegresse. Через год, после устранения недостатков, он получил обозначение НАТИ-2, став основоположником будущего достаточно обширного семейства армейских полугусеничных грузовиков и тягачей.
В 1929–1930-х годах на шасси Ford-AA построили несколько опытных и весьма оригинальных бронеавтомобилей, оказавшихся слишком маломощными и тяжелыми машинами с низкой проходимостью, неспособными выполнять боевые операции на местности. Первый вариант представлял собой обычный грузовик Ford-AA с корпусом от броневика БА-27, созданного для установки на шасси АМО-Ф-15СП.
![]() |
Опытный образец пулеметного броневика-дрезины БАД-1 на базе Ford-AA |
Самым оригинальным был опытный бронеавтомобиль-дрезина БАД-1 для пограничной охраны, разработанный в КБ ОГПУ Ленинградского военного округа (ЛВО). Его оборудовали съемными железнодорожными колесами, которые при помощи домкратов монтировали вместо обычных пневматиков, баллонами с составом для постановки дымовых завес и задними крюками для расчистки завалов и заграждений. Простой сварной бронекорпус снабжался двумя пулеметными башнями, пулеметом в лобовом листе и двумя запасными.
![]() |
Бронемашина БАД-1 с двумя поворотными башнями и пятью пулеметами |
Интер возвращается
Сколько было попыток начать в России продажу новых тягачей американских марок — и все оканчивались ничем! Но до сих пор инициатором была питерская фирма Гудвил Холдинг: сначала она сертифицировала пару Фрейтлайнеров (в их перегоне участвовал и я), затем собрала сотню бескапотных Интеров (тягачей International) из Бразилии, а когда проект заглох, привезла для изучения спроса новый капотный International Prostar.
International Prostar уже адаптирован к российским условиям
Снимок кабины Prostar я сделал, встав на матрас: спальный отсек не самый большой, зато сама кровать…
/
И вот, два года спустя, на Комтрансе вновь сверкает боками капотный Prostar. Но Гудвил Холдинг уже ни при чем: сам International открыл представительство в центре Санкт-Петербурга и подготовил Prostar в российском исполнении. Его 430-сильный двигатель отвечает европейским нормам Euro 5, но оснащен не «мочевинной» нейтрализацией SCR, а системой рециркуляции EGR (которая, по опыту перевозчиков, крайне чувствительна к качеству топлива). Коробка передач — традиционная для «американцев» несинхронизированная. Уже известна точная цена: такой Prostar стоит у нас 147 тысяч долларов — то есть примерно 110 тысяч евро. Если добавить шесть тысяч евро, можно взять новый Volvo FH! Впрочем, у фирмы есть восемь официальных дилеров (Гудвил Холдинг уже не входит в их число) и проблем с сервисом быть не должно: в стране полно магазинов запчастей к «американцам».
На Комтрансе чуть было не показали и американский Western Star: поскольку это марка концерна Daimler, СП Мерседес-Бенц Тракс Восток решило продавать у нас такие 40-тонные карьерные самосвалы. Но самого самосвала на выставке не было, и за стойкой с эмблемой Western Star стоял автобус другого даймлеровского бренда, Setra…
То ли ГАЗ, то ли Лексус…
Я отчасти понимаю людей, которые на каком-нибудь жарком Кипре вожделеют купить себе кабриолет. Но вот для военного грузового автомобиля открытая кабина — это необычно. И неудобно, потому что на шпагат я не сяду даже под страхом расстрела (но это не точно), а перемахивать через борт кабины немного сложно. Зато внутри она производит очень интересное впечатление.
Во-первых, сразу смотрим на приборный щиток и в очередной раз удивляемся нашему ГАЗу. Не кажется ли вам, что приборка ГАЗ-51 удивительно похожа на приборку GMC?
Ну, нам к этим случайным совпадениям не привыкать. К тому же вы наверняка помните, что после окончания войны на ГАЗ-51 пытались поставить кабину от “студера”, а в годы войны в Горьком собирали Ford G8T и Chevrolet G7107. Ладно, на ГАЗ больше отвлекаться не будем.
Во-вторых, посреди буйства железа внезапно обнаруживается руль с деревянным ободом. И ассоциации с советским грузовиком меняются на ассоциации с какой-нибудь премиальной маркой.
В-третьих, руль обнаруживается не просто так, а животом. Диаметр у него огромный, больше, чем у наших “полуторок” и ЗиСов. Но при этом он не мешает сидеть. Если на наших машинах он вдавливал меня в диван сиденья, то тут просто деликатно попросил подтянуть пузо. И больше никаких неудобств он не вызывал, что, признаться, неожиданно.
Теперь посмотрим на другие органы управления. Не кажется ли вам, что рычаги тут растут из пола, как грибы после дождя? На самом деле, все они нужны. Это рычаг КПП, рычаг включения пониженного ряда “раздатки”, рычаг подключения переднего моста, рычаг стояночного тормоза и рычаг включения вала отбора мощности (читай — лебёдки). Всё по делу, но руками нужно махать осторожнее. И ногами тоже, потому что под ними торчат педали сцепления, тормоза, газа и кнопки стартера и переключения дальнего света.
Есть! Ожил наш дедушка! Поглядываем на указатель давления масла — всё нормально. Потихоньку задвигаем подсос, оставляя мотор тарахтеть на холостых оборотах. Его бормотание — как песня Лещенко на День милиции: тембр приятный, но скучный. Просто что-то там бормочет и усыпляет. Хорошо, что нажатие на пельку газа превращает Лещенко в великого отморозка Оззи Осборна. Погнали! В Нормандию!
Примечания
- Производство автомобиля не осуществляется, но машина состоит на вооружении
- (англ.). GlobalSecurity.org. Дата обращения: 14 апреля 2010.
- 11.00R.20 — ширина профиля шины 11 дюймов, радиальная полнопрофильная шина, монтажный диаметр 20 дюймов, 14 14.00R20 — ширина профиля — 14 дюймов; подробнее о маркировке шин см. Автомобильная шина
- Brojo P., Moštěk Ja. — US Army 5 Ton Truck M939 Series. — Capricorn Publication, 1998. — P. 2. — (Army Wheels in Detail). — ISBN 80-238-2079-6. (англ.)
- При подготовке раздела использованы данные из (англ.). Дата обращения: 10 апреля 2010. и (англ.). Дата обращения: 10 апреля 2010.
- В табл. 2 и далее все технические характеристики указаны для машин серии A0, если не оговорено иное.
- Brojo, Moštěk. . — P. 9.
- Ed Tibbetts. (англ.). Quad-City Times (25 December 2004). Дата обращения: 13 апреля 2010.
- По материалам (англ.)
- (англ.)
4. Проблемы с безопасностью
Автомобили семейства М939 были замечены как небезопасные в эксплуатации машины. Так, в докладе Счётной Палаты США сообщается, что в период с 1983 по 1998 автомобили М939, составляющие в среднем около 9 % парка автомобилей Армии США, оказались участниками 34 % автомобильных аварий со смертельным исходом, происшедших с автомашинами Армии; из общего числа опрокидываний автомобилей, приведших к гибели людей, 44 % приходится на происшествия с M939. Помимо этого, в отчёте приводятся статические данные, демонстрирующие повышенную опасность машин серии М939 по сравнению с другими автотранспортными средствами Армии США и аналогичными гражданскими грузовыми автомобилями.
Исследования, проведённые армейскими экспертами, показали следующее. Автомобили серии M939 проектировались для работы в условиях бездорожья: планировалось, что на дороги без твёрдого покрытия будет приходиться до 80 % времени движения машин. Соответственно, на автомобили были установлены шины, наилучшим образом отвечающие предполагаемой работе в тяжёлых дорожных условиях. На практике ситуация оказалась обратной: 80 — 90 % времени движения приходилось на дороги с твёрдым покрытием, на которых установленные шины не обеспечивали должной устойчивости автомобиля. Помимо этого, выяснилось, что тормозная система автомобиля имеет недостатки: при торможении блокировка колёс происходила раньше, чем это мог ожидать водитель, особенно часто это происходило с порожними или легкогружёными машинами. Возникающий занос часто заканчивался опрокидыванием грузовика.
Американские грузовики «Морленд»
До сих пор не совсем понятно, что в 1929 году подтолкнуло советское военное руководство к закупке партии трехосных грузовых автомобилей у небольшой компании Moreland, которую даже в США мало кто знал. Видимо, тому были свои веские причины: отсутствие в РККА тяжелых шасси для монтажа артиллерийского вооружения, невысокая стоимость продукции и достаточно совершенная конструкция.
Фирма Moreland Truck Co. получила известность в 1925 году, построив трехосный 83-сильный грузовик ТХ-6 (6×4) с полезной нагрузкой 6–7 тонн для работы в тяжелых дорожных условиях, отличавшийся подвеской ведущих мостов с двойными главными передачами на оригинальной балансирной системе с продольными рессорами. И когда кратковременная слава докатилась до Советской России, она подписала контракт на поставку 100 автомобилей-шасси с кабинами от грузовиков Московского автозавода.
На парады на Красной площади грузовики Moreland выезжали с открытыми кузовами и четырьмя продольными двухъярусными лавками для размещения до 32 солдат. На этих шасси монтировали топливные цистерны и оснащение химических машин для заражения местности, дегазации и постановки дымовых завес.
Изначально главным предназначением «Морлендов» являлось несение мощных артиллерийских систем СУ-12 калибра 76,2 мм. Их монтировали на поворотной платформе автомобиля с местами для боевого расчета и зарядным ящиком. Первые образцы снабжались металлическим щитом позади открытой кабины и стальным навесом для предохранения водителя и командира экипажа от раскаленных газов при выстреле. До 1935 года на них смонтировали 48 самоходок.
Кроме них, на этом шасси собирали химическую машину для заражения местности, дегазации и постановки дымовых завес, а также единственный образец бронеавтомобиля Д-9 конструкции Дыренкова. Конструктивно он не отличался от модели Д-13, но снабжался удлиненным корпусом без боковых запасных колес и восемью пулеметами. В дальнейшем предполагалось оснащать его новыми пушками калибра 20 и 37 мм.
![]() |
Опытный бронеавтомобиль Д-9 с 37-мм пушкой на шасси Moreland. 1931 год |
На испытаниях броневик оказался слишком тяжелым, неповоротливым и тихоходным с низкой проходимостью. Доработанный вариант одобрения не получил, и все работы над этим проектом пришлось свернуть.
Источник — https://www.kolesa.ru/article/ne-tolko-ford-aa-inostrannye-gruzoviki-na-sluzhbe-v-krasnoj-armii
10 IVECO M250

- Страна-производитель: Италия
- Макс. скорость: 85 км/ч
- Двигатель: IVECO Cursor-13 6-цилиндровый турбодизель, 440-450 л/с (324-330 kW)
Итальянская компания IVECO имеет давние традиции производства специализированных военных грузовиков. IVECO M250 — это новая серия тактических грузовиков, которые предназначены для работы на всех видах дорог и бездорожья. Военный грузовик M250 имеет колесную формулу 6×6, поставки в итальянскую армию начались в 2003 году. Эти грузовики также были поставлены в армии Бельгии, Испании и еще некоторых других стран. Испанские грузовики обозначены как IVECO-Pegaso.
Полезная нагрузка зависит от версии. M250. 45WM имеет полезную нагрузку 8 000 кг. Он также может буксировать прицепы и артиллерийские орудия. Базовая версия – грузовой / военный транспорт. Имеются специализированные версии, такие как артиллерийский тягач, самосвал и пожарная машина Centauro. На грузовик может быть установлен дополнительный комплект брони, в котором имеются встроенные сменные панели. Броня обеспечивает защиту от стрелкового оружия и осколков.
Battlefield: Bad Company 2[edit | edit source]
The M939 is s vehicle featured in Battlefield: Bad Company 2.
Singleplayeredit | edit source
Reaching an M939 is one of the objectives in Cold War, and a fuel-tanker variant can be driven in the level No One Gets Left Behind as the player approaches the helicopter landing pad. This variant can be useful as an explosive on wheels, with luck, can destroy the enemy Mi-24 Hind taking off from the adjacent landing pad. A variant transporting fuel drums can be found driving through the lumberyard in Upriver which is driveable.
Multiplayeredit | edit source
The M939 Truck is featured at the first base in the multiplayer version of Cold War on Rush. It spawns as an Attacker vehicle and can be used as a troop transport.
Galleryedit | edit source
The fuel tanker variant of the M939, found only in the singleplayer level No One Gets Left Behind in Battlefield: Bad Company 2.
The M939 Truck in Battlefield: Bad Company 2.
Add a photo to this gallery
Triviaedit | edit source
Battlefield: Bad Companyedit | edit source
- The M939 is the only vehicle that makes an appearance in every mission of the game, whether in cut-scene or actual gameplay, and whether the vehicle itself is drive-able or not if it appears in actual gameplay. The only other piece of equipment sharing this trait with the M939 is the KORD emplacement, since it is considered a «vehicle» by the game engine.
- All drive-able and non-gold-transporting-M939s always carry 3 red and white fuel drums on the right corner at the back of the bed that can easily be attacked and blown up by any weapon, including the knife. Doing so will take away a significant chunk of its HP.
- Occasionally on the mission Welcome to Bad Company, several M939 trucks will ignore the final artillery barrage and will just keep moving on out of the map, instead of retreating to and across the field.
MTVR (Соединенные Штаты)
В феврале 1999 года с компанией Ошкош, основным производителем грузовиков для армии США, был заключен многолетний контракт на производство MTVR, а первый серийный грузовик сошел с конвейера в 2005 году. Этот автомобиль используется ВМС США и Корпусом морской пехоты. Он заменил грузовик M939 6×6 и стареющий грузовик M809 6×6, который выпускался с 1970 по 1982 года. Новый грузовик обеспечивает большую мобильность, грузоподъемность и надежность по сравнению со старыми моделями. На данный момент произведено более 11 000 грузовиков MTVR. Он поставлялся в Египет, Грецию, Ирак, Великобританию и, возможно, в некоторые другие страны. Грузовики MTVR оснащены дизельным 11,9-литровый шестицилиндровым двигателем Caterpillar C-12, с системой управления дизельным двигателем (ADEM) III, который развивает 425 л.с.
MTVR — это специально разработанный военный автомобиль, хотя небольшое количество автомобилей было продано в коммерческих целях для специализированных операций, таких как борьба с лесными пожарами.