Оглавление
- Часть 1. Проектировка
- Как зарегистрировать самодельный багги?
- Из чего можно сделать?
- Часть 2. Постройка основы
- Правила эксплуатации
- Необходимые инструменты и материалы
- Инструменты и материалы
- Конструктивная особенность
- Варианты изготовления
- Этапы создания
- Советы
- Ход работы
- Процесс изготовления
- Готово. Ключ на старт!
- Чертежи для сборки
Часть 1. Проектировка
Вам понадобятся чертежи. Это аксиома. Конечно, соблюсти их на 100% у вас не выйдет – в конце концов, вы не на заводе работаете, а в гараже, однако чертежи будут все равно нужны. Основа корпуса багги – металлические трубы, которые должны образовывать максимально жесткую конструкцию, которую предстоит рассчитать заранее.
Впрочем, если самому это делать лень, либо не хватает знаний, то всегда есть возможность собрать багги по чертежам, которые можно найти в интернете – сайтов любителей таких авто много и большинство из них вполне свободно делится опытом. Мы использовали чертежи из советского журнала «Моделист-конструктор», а сама багги в нем называется АБ-82.
Как зарегистрировать самодельный багги?
Собрать четырехколесный автомобиль с целью удовлетворения спортивных амбиций или поездок по бездорожью недостаточно. Машину требуется легализовать, то есть поставить на учет в соответствующих органах. Согласно действующим регламентам, сделать это можно легко и быстро, дабы потом спокойно ездить и не опасаться штрафных санкций со стороны дорожных инспекторов.
Чтобы ездить на багги, необходимо иметь водительское удостоверение категории А. Если права отсутствуют, требуемый документ сможет получить каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста. Для регистрации машины нужно представить чеки, квитанции об оплате, которые подтверждают, что все детали, использовавшиеся при сборке, приобретены законно. Также придется пройти техническую экспертизу (в России это НАМИ), после которой будет доказано, что управлять изделием безопасно. Для этих целей следует оснастить модель поворотами, бамперами, стопами.
При слишком большой мощности двигателя необходимо установить верхний багажник. Регистрация машины в ГАИ возможна только после прохождения технической экспертизы и техосмотра. Если все будет в порядке, владельцу самоделки выдадут регистрационные номера. На незарегистрированном багги разрешается кататься только на площадках закрытых стадионов. Доставлять такую автотехнику придется на грузовом автомобиле.
Из чего можно сделать?
История появления багги берет свое начало в США. Именно в этой стране, в 50-е годы прошлого столетия приступили к выпуску первых образцов небольших автомобилей. Требуемые детали брали из вышедших из строя машин Volkswagen Käfer («Фольксваген Жук»), что послужило началом официального названия, то есть baggy (жучок). Такая модель автотранспортного средства идеально подходила для нужного производства. Volkswagen Käfer изначально обладал необходимыми преимуществами – высоким дорожным просветом, прочным шасси, хорошей проходимостью, задним расположением мотора.
Монтировалась облегченная рама, в некоторых случаях делался кузов из стекловолокна. Ряд моделей багги оснащались шестицилиндровым ДВС, взятым от американской линейки авто Chevrolet Corvair. Популярность четырехколесных малюток постепенно росла. Багги становились участниками фееричных гоночных соревнований, и вскоре небольшие машины принялись собирать в Европе.
Из каких автотранспортных средств доступно сделать багги в наступившем столетии? Можно ли собрать небольшой автомобиль собственноручно, без помощи профессионалов? Разумеется, но при наличии подробного чертежа, оборудованной мастерской, требуемых деталей, набора инструментов и необходимых знаний. На сборку может уйти от недели до нескольких месяцев. Здесь все зависит от начальной стадии подготовки, оснащения и свободного времени.
Зачем собирать такой автомобиль, если можно приобрести настоящее авто? Во-первых, это увлекательное и познавательное времяпрепровождение. Во-вторых, самодельная машина может служить замечательным подарком на день рождения, например, сыну-подростку. И в-третьих, именно на собственном багги наиболее интересно принимать участие в различных соревнованиях или преодолевать бездорожье, пересеченную местность. Перед ответственным принятием решения о начале сборки следует знать, что багги подразделяются на две разновидности.
- Туристические модели. Используются для поездок по бездорожью, пересеченной местности.
- Спортивные машины. Участвуют в различных гоночных соревнованиях на стадионах, автотрассах.
Также на предварительной стадии конструирования четырехколесного авто нужно прикинуть, все ли подготовленные узлы, агрегаты, механизмы будут подходить конструкционно, пропорционально, согласно размеру, весу, предполагаемой нагрузке. Основное преимущество при сборке багги – отсутствие сложных конструкционных узлов, как, например, в полноприводном автомобиле. Поэтому сделать четырехколесный джип для собственных целей сможет практически каждый гаражный умелец. Какую модификацию современных автомобилей взять для разбора в качестве базы? Собрать маленькое авто можно из:
- «Запорожца»;
- «УАЗа»;
- «Жигулей»;
- «ЛуАЗа»;
- «Бензопилы»;
- Matiz;
- «Волги»;
- «муравья».
Часть 2. Постройка основы
Начать стоит со сборки рамы, на которую потом будут устанавливаться прочие детали автомобиля. Материалом, из которого вы это будете исполнять, может стать обычная железная профильная труба, она же «железный профиль».
В большинстве случаев ее вполне хватает для того, чтобы выдержать вес мотора, остатка кузова автомобиля, а так же наездника с грузом. Впрочем, если хотите «выпендриться» — можете использовать и более крепкие и дорогие материалы.
Стоит подумать о подвеске. В нашем случае использовалась передняя подвеска на основе ВАЗовской – она относительно дешева и при этом вполне надежна. Вот то, что изменилось в процессе ее переработки и подгонки под багги:
Трубы рычагов – от задней подвески ВАЗ «Классика». Той, что с сайлент-блоками. Или сайлент-броками, как метко называют детали такого качества за рубежом старые автомобилисты.
Ушки для установки блоков пришлось делать самостоятельно из металла толщиной 2мм.
Крепление шаровой опоры снизу – кусок ВАЗовского же переднего рычага.
Сверху – релевой наконечник ВАЗ, заменивший шаровую.
Втулка для регулировки развала приварена к верхнему рычагу (пришлось обращаться к токарю, но такое усиление конструкции того стоило). Тот же токарь помог адаптировать верхнюю шаровую опору под наконечник – у них разные конуса.
Использовались амортизаторы ИЖП-4… но их использовать не стоит – слишком слабые. Позже их заменили на парные амортизаторы. Небольшой совет – при постройке подвески старайтесь сделать так, чтобы кинематика рычагов делала пятно контакта покрышки с дорогой максимальным.
Задняя подвеска исполнялась по методу сборной солянки из нескольких ВАЗовских с ремнем, ограничивающим ее ход.
Передние колеса – изначально ВАЗ, а вот задние планировалось использовать от «Запорожца». Однако позже выяснилось, что ЗАЗовские барабанные тормоза ни к черту и у токаря были заказаны втулки под ВАЗовские колеса и ВАЗовские дисковые тормоза соответственно.
Правила эксплуатации
Согласно требованиям безопасности, вся ответственность ложится на водителя, поэтому при вождении багги нужно опираться на правила дорожного движения, правила эксплуатации и свой здравый смысл. Итак, вы приобрели багги, и самым основным правилом становится запрет на езду детям до 16 лет, они могут ездить на машине только как пассажиры. Остальные правила выглядят следующим образом.
- Обязательно к использованию при езде на багги защитной экипировки, надетого шлема, перчаток, обуви по сезону, защитной маска или очков.
- Правильная посадка должна соблюдаться всегда – обеими руками держите руль, ноги расположены на педалях. Водитель и пассажиры обязательно пристегнуты ремнями безопасности.
- Перед тем как поехать, внимательно осмотритесь на предмет наличия или отсутствия помех вашему движению.
- Выучите сигналы руками, они все прописаны в «Правилах дорожного движения», это очень пригодится в случае возникающих при поезде каких-то ситуаций.
- Пересекая дорогу, всегда останавливайтесь, проверяйте дорогу на отсутствие другого транспорта и только после этого пересекайте.
- При движении в группе соблюдайте дистанцию в 40-50 метров.
Вместе с тем, у него нет внешней эстетической привлекательности и открытая конструкция. Все недостатки мешают использовать машину для повседневной эксплуатации, но для туристических поездок и экстремальных гонок она подходит идеально.
Как выглядит багги из «Оки», смотрите далее.
Необходимые инструменты и материалы
Типовой набор необходимых компонентов включает:
- исходный автомобиль (желательно в более или менее приличном состоянии);
-
стойки;
-
реактивные тяги;
-
классические мосты вперед и назад;
-
рулевую систему;
-
профильную нержавеющую трубу формата 50х50х2;
-
грунт по металлу;
-
краску по металлу.
Из инструментария следует упомянуть также:
-
сварочный аппарат;
-
гаечные ключи;
-
шлифовальную машинку;
-
набор слесарного инструмента;
-
измерительные приспособления;
-
электрическую дрель.
Опытные самодеятельные мастера могут дополнять эти списки своими позициями. Но чаще всего в них входят еще:
-
стенка для инструментов (повышающая удобство работы);
-
сварочный стол;
-
приспособление для торцовки труб;
-
сгибатель труб;
-
пила торцевая для древесины.
Инструменты и материалы
К подготовительному процессу перед началом сборки багги нужно отнестись ответственно, потому что от предварительной стадии зависит успех дальнейших действий. В такую фазу включены следующие этапы.
- Выделение финансовых средств с целью покупки всего необходимого.
- Создание чертежного проекта или использование готового решения взятого, допустим, из популярных журналов на интересующую тему.
- Поиск надежного напарника, потому что собирать багги в одиночку тяжело, неудобно и долго.
- Аренда ремонтной мастерской или оснащение гаража профессиональным оборудованием – подъемным, осветительным.
- Закупка инструментов – наборов ключей, сварочного аппарата, гидравлических приспособлений.
- Приобретение автомобиля донора, дополнительных автомобильных запчастей, лакокрасочных материалов.
Механик, собравшийся сделать багги собственноручно, должен предусмотреть всевозможные трудности, иначе сборка может затянуться на неопределенное время.
Конструктивная особенность
Основное предназначение спорткара – это езда по сложным грунтовым трассам с резкими съездами и заездами. Почему же лучше всего выбрать «Оку»? Во-первых, изначальное предназначение машины – езда по песчаной местности. Во-вторых, автомобиль «Ока» идеально подходит для багги по своим конструктивным характеристикам. Хотя багги относятся к спортивным внедорожникам, тем не менее эта машина очень безопасна и комфортна.
За счёт того что конструкция этой машины в основном состоит из рам, то деформация ей не страшна даже в условиях экстремальной и агрессивной езды, при авариях водитель не пострадает. По правде говоря, за машину-донора можно использовать не только «Оку», но и «Запорожец» или «Ниву 4х4». В последнем случае машина будет потяжелее, но с полным приводом. Впрочем, для лёгких моделей вполне подойдет машина с двигателем объемом от 750 кубических сантиметров. Багги также можно сделать полноприводным.
Варианты изготовления
Собрать небольшую модель багги, допустим, 4х4 своими руками можно с помощью разных основных и вспомогательных деталей и на основе готовых эскизов. Например, поступить следующим образом – найти чертежи из советских журналов. В свое время было немало моделистов-конструкторов, которые писали в редакцию письма с просьбой опубликовать подробный план сборки четырехколесных машин для гоночных трасс.
Немало современных умельцев, желающих сделать багги без посторонней помощи и необходимого условия разработки собственной конструкции, так и поступили. Они внимательно изучали интернет-ресурсы или ходили в библиотеки – искали номера журнала «Моделист-конструктор», где подробно описывалась технология сборки багги. Многие из таких механиков находили развернутое описание модели АБ-82, для изготовления которой требовалась машина ЗАЗ 968.
Сначала потребуется купить раритетный агрегат и в гараже разобрать машину. Снять кузовные элементы, двигатель, коробку передач и прочее вспомогательное оборудование. Приобрести на строительном рынке или в магазине металлические конструкции с размерами для рамы и с помощью сварочного аппарата сделать днище. Размеры каркаса необходимо соблюдать, чтобы потом не возникло трудностей.
Дальнейшие шаги, которые следует выполнять поэтапно, будут такими. Первым долгом собрать подвеску и подварить металлоконструкции с помощью сварочного аппарата. Должно получиться некое подобие независимой подвески
Нужно уделить внимание клиренсу. Чем он больше, тем лучше машина будет преодолевать всевозможные препятствия на пересеченной местности
Дальше поставить колеса и мотор от «Запорожца». Крепления можно оставить заводскими, но если требуется, модифицирование допускается. В центральной части, но ближе к установленному двигателю, который располагается сзади, нужно приварить сиденье, собранное из металлических листов. На конечном этапе сборки оно будет усовершенствовано в плане достижения необходимого комфорта.
Следующий шаг – продумать установку педалей, крепления бачков, цилиндров, рулевой рейки и руля. Смонтировать необходимое оборудование и отрегулировать. Для решения таких вопросов можно использовать детали из автомобиля ОКА или ВАЗ.
Дальше приварить днище. Можно взять лист металла толщиной 1 мм. Построить одноместный багги невозможно без навесного оборудования. Следует установить генератор, поставить ремень, оснастить электрооборудованием – прикрутить фары, тумблеры, зажигание и прочее. После предварительной сборки желательно выполнить тестовый заезд по асфальтированной дороге. Багги можно сконструировать, где будет полный привод или задний. Поэтому имеет значение описать еще одни проект четырехколесной машины с двигателем Lifan. Потребуется также:
- металлический лист;
- профили квадратного сечения;
- 4 колеса от «Жигулей»;
- барабаны, задний мост и прочие детали;
- шаровые опоры;
- болты, гайки;
- амортизаторы мотоцикла «Восход».
Из профильной трубы необходимо сварить рычаги для передней подвески и смонтировать приобретенные детали ходовой части. Сделать конструкцию, установить крепления, втулки, сайлентблоки. Дальше делаем раму из металлических квадратных профилей и привариваем переднюю подвеску. Здесь потребуется сварочное оборудование. Предварительно можно поставить колеса и оценить надежность сборки.
Дальше необходимо продумать, как установить рулевое управление. Чтобы выполнить задачу, потребуются детали, снятые с автомобилей «доноров», болты, гайки и сварочное оборудование. После завершения монтажа рулевого управления вместе с рулем следует собрать заднюю подвеску. Сиденье, взятое от ВАЗ, устанавливается в центральной части каркаса багги и крепится к раме посредством соединения болт/гайка. Для днища используется подготовленный металлический лист.
Теперь следует продумать крепление тормозов и цепной передачи. В последнем пункте необходимо предусмотреть условия, чтобы была хорошая тяга и скорость движения. После решения возникших вопросов установить указанный выше двигатель, собрав предварительно каркас под ДВС. Закрепить мотор, подключить передачу. Финальный этап – тестовые испытания.
Этапы создания
До того как начать собирать наш багги на основе автомобиля «Ока», нужно сделать его чертежи. Перед этим определяем, какой разновидности – спортивной или туристической будет наша конструкция. Отличный вариант спортивного багги сделанного своими руками с движком от «ВАЗ 11113» с мощностью 33 лошадиные силы. Параметры вашего будущего внедорожника такие.
- Высота машины — 1,43 м.
- Колея: передняя — 1,5 м, задняя пошире — 1,7 м.
- Рама — 1,7 м.
- Дорожный просвет — 30 см.
- Вес машины — 0,35 т.
На чертежах видно машину со всех сторон, которые достаточно подробно передают весь вид и относительную простоту изготовления и сборки. Сиденье можно сделать из листа металла, обшить поролоном, обтянуть искусственной кожей. Ответственно отнеситесь к узлам в местах соединения колес, это влияет на момент вращения. Самая большая ответственность при создании багги накладывается на монтаж подвески, от нее зависит безопасность не только движения, но и конструкции в целом.
После этого уже можно создавать раму из металлических труб с использованием сварочного аппарата, трубогиба, болгарки и прочих инструментов и материала. После рамы приходит черед установки двигателя. Оптимальным вариантом считается багги с установленным сзади двигателем, соответственно, привод тоже делают задним. Такое решение позволяет обойтись без соединения заднего моста с передним, и рулевая стойка не будет располагаться вместе с узлом тяги машины. К тому же заднеприводная модель более маневренна и комфортна для экстремальных гонок. Следующими этапами будут: установка подвесок, колес, сиденья.
Советы
Для опытного автомобилиста не составит трудности собрать багги и потом зарегистрировать машину в необходимых органах. А новичкам рекомендуется придерживаться ценных советов.
- Иметь в запасе определенную сумму денежных средств на случай непредвиденных расходов.
- Подготовить не только нужный инструмент, помещение, но и подробный чертеж для качественной сборки багги.
- Детали лучше покупать новые и в официальных торговых точках, где после покупки выдают чеки.
Также нелишне заручиться помощью единомышленника, который понимает в устройстве автомобиля и готов оказать всестороннюю поддержку. Сборка багги в гордом одиночестве и без посторонней технической помощи под силу исключительно профессиональным автомеханикам или водителям с богатым практическим опытом в области ремонта либо создания похожих проектов. Новичкам об этом следует помнить.
Как сделать багги своими руками, смотрите далее.
Ход работы
Мастера рекомендуют создавать полноприводные багги с полностью независимыми подвесками. Компоновка агрегатов сохраняется в неизменном виде, используются стандартизированные запчасти. Покрышки рекомендуют брать от УАЗ. Вместо полноценного сварочного стола часто используют импровизацию — перекатный столик с парой швеллеров. Их выводят в плоскость, что позволяет сформировать ровную раму.
Разница между диагоналями, выводимыми из точек крепления подвески, может быть ограничена 2-3 мм. К этому стоит стремиться, но если не получается, повода для тревоги нет. Когда эта работа окончена, варят главные дуги и трубы для подвески. Раму нужно тщательно выставлять по уровню, и эту процедуру требуется повторять неоднократно, чтобы исключить ошибки.
Нарастить их можно, сокращая промежуток между трубами, куда крепятся сами рычаги. Колею увеличивают до 1,55 м. Валы ШРУС часто приходится заказывать у сторонних сборщиков. При помощи кронштейнов для фиксации рычагов можно избежать «ухода» точек закрепления подвески. Тоннель делают с заранее установленными агрегатами, расположение трубок продумывают так, чтобы гайки можно было откручивать свободно.
На силовой каркас используют трубы большого сечения. Для менее важных частей транспорта можно применять более мелкую трубу, что позволяет облегчить раму. Бензиновый бак берут от классической «Нивы». Тогда можно будет изготовить приборную панель на основе приборов ВАЗа. Крепить РПМ надо по кроссовой методике.
А вот любителям погонять лучше оставить изначальный автомобильный мотор или использовать другой двигатель от авто. Кронштейны крепления заднего моста часто приходится переделывать. Диски для колес багги можно сварить из стандартных автомобильных дисков.
После этого делают резьбовые фиксаторы, закручиваемые туда болты исключают проворачивание шины. Для приводных валов используют тонкие трубы (толщиной не более 0,003 м). Наружный диаметр составляет максимум 0,0027 м. Шаровые можно использовать с зазором примерно 0,001 м. Если ширина переднего моста составляет 1,5 м, можно ставить сиденье от «Оки».
Глушитель можно упростить. Двигатель монтируют в продольной плоскости по отношению к раме. Радиатор переставляют в переднюю часть вездехода. Это должно существенно улучшить качество обдува. Снаружи багги советуют обшивать пластиком. Трос сцепления делают из троса от ВАЗ 2109. Чаще всего сборку дополняют облегченными колесами.
Если есть опасения не справиться с электронными системами, лучше взять за основу карбюраторную машину
Кресла и магистрали тормозов ставят одновременно, это очень важное требование. Педальный узел «от классики» вполне достаточен
Ветровое стекло заменяют листом прозрачного пластика. Этих рекомендаций вполне достаточно для изготовления хорошего багги.
О том, как выглядит багги из «Нивы», смотрите далее.
Процесс изготовления
Первым долгом необходимо изготовить самодельный каркас. С этой целью следует нарезать трубы в размер, согласно чертежу, и с помощью сварочного аппарата сделать несложную конструкцию. Для компактного багги может уйти приблизительно 40-50 метров трубы. В целом при конструировании небольшого вездехода своими руками нужно учитывать рост и вес человека, который будет эксплуатировать авто
Если планируется создавать 2-местный багги, следовательно, придется брать во внимание и габариты пассажира
Поскольку задняя и передняя подвеска состоит из одинаковых рычагов, можно в помощь сварить специальный «постамент» с целью упрощения и уточнения процесса сборки. На этом этапе использовалась труба, 18 сайлентблоков от вазовского автомобиля девятки, а вал брался от шестой модели. Колеса тоже берутся от классической марки и на предварительной стадии примеряются к осям.
Поворотные кулачки для багги из ВАЗа снять из шестой модели, а рулевую рейку взять от зарубежного авто – Daewoo Nexia. Но если деталь найти не удалось, целесообразно попробовать смонтировать автозапчасть от переднеприводного ВАЗа. С рулевой рейкой могут возникнуть проблемы.
Если она не подойдет по размерам, корпус автозапчасти можно укоротить и просверлить симметричные отверстия для рулевых концов. Чтобы багги отлично управлялся на бездорожье, концы вала должны быть равны началу рычага подвески. Для соблюдения геометрии рулевого управления необходимо выдержать угол Аккермана.
Амортизирующие устройства для передней подвески лучше брать от ВАЗ 2106. К задней больше подходят узлы от десятой модели. Они с необходимым ходом штока и наделены достаточной жесткостью. Полный привод делать не рекомендуется в силу усложнения конструкции. Придется пересматривать чертежи, дорабатывать, вносить коррективы.
Для обычного багги будет достаточно установить тормозную систему в задней части авто. Суппорта и кулаки от девятой модели, а тормозной цилиндр от шестой. Через тройник к задним суппортам подвести тормозной шланг, а передний контур заглушить по причине отсутствия необходимости.
С целью достижения необходимой мощности багги целесообразно собирать с двигателем от «Оки», а «механику» взять от «Москвича 2141». В этом варианте сцепление лучше поставить от ВАЗ 2106, потому что первичный вал МКПП москвича идеально стыкуется с таким сцеплением, а также выдерживает значительные нагрузки. На этом этапе может возникнуть трудность с сопряжением для диска сцепления. В этом случае нужно удлинить первичный вал до требуемого размера. Также придется слегка модифицировать втулку, вилку прижима шарикоподшипника.
Теперь нужно решить, как заводить мотор. Здесь можно сделать отверстие в колоколе, а стартер поставить редукторный, который был установлен ранее на базе классики. Для привода логично использовать – внешний привод от ВАЗа, а внутренний от «Москвича». Дальше следует установить на раму ДВС и продумать вариант установки механизма и ручки переключения скоростей. Здесь можно взять детали от вазовской девятки. Один из последних шагов – установка зажигания, системы охлаждения и прочего недостающего оборудования – температурных датчиков, спидометра, аккумуляторной батареи.
Готово. Ключ на старт!
Стоит заметить, что эта конструкция оказалась сугубо тестовой – двигатель «Запорожца» умер довольно быстро и бесславной смертью, после чего был заменен на ВАЗ с переделками рамы. А вот КПП через переходную раму по-прежнему чувствует себя нормально… но была заменена на АЗЛК 2141 по причине более высокой надежности последней.
Так же сидение было заменено на обыкновенное, мягкое RECARO GT1, а еще сделан полноценный верхний кузов с приборной панелью.
После этих доработок были проведены тесты, которые показали среднюю скорость движения по бездорожью в 53 км/ч, а максимальную зарегистрированную – 146,7 км/ч.
Чертежи для сборки
При изготовлении багги из «Нивы» 4х4 своими руками можно ориентироваться на следующий чертеж. Согласно ему, заданы такие параметры готового транспорта:
-
расстояние между центрами колес 1,7 м;
-
полная длина между крайними точками 2,265 м;
-
клиренс 0,3 м;
-
колесные ободы 0,5 м спереди и 0,57 м сзади;
-
высота в самой приподнятой точке 1,43 м;
-
передний бампер высотой 0,33 м;
-
межосевое расстояние 1,9 м.
Но можно самодельный багги сделать на базе «Нивы» и по другой схеме:
-
расстояние между центрами колес по длине 2,22 м;
-
полная длина 3,26 м;
-
высота бампера 0,295 м;
-
полная высота (с открытым люком в крыше) 2,565 м;
-
клиренс 0,28 м.