Брдм-2

Предшественники БТР-80А и БРДМ-2 – история создания БРДМ-3

Разведывательные машины, как отдельный вид техники, развивается в РФ (СССР) с 1954 года, в 1956-м появилась первая четырёхколесная БРДМ-1, всего выпущено до 1966-го 10 тыс. единиц этой техники. Следующее поколение БРДМ-2, выпускалось с 1962-го, в серию вошли в 1963-м и по 1989-й поставлено на службу почти 7,5 тыс. специальных машин для 50-ти стран мира. Предшественником же БРДМ-3 с колёсной формулой 8х8, вместо 4х4 с дополнительными маленькими колёсами как у БРДМ-1 и БРДМ-2, стал БТР-80А разработки 1994 года. Все эти бронетранспортёры конструировались в ОКБ Горьковского автозавода, выпускались «Арзамасским машиностроительным заводом».

БРДМ-3 на проектном этапе называлась ГАЗ-59034 «Буйность», разработанная в 1994 году в КБ ОАО «ГАЗ». Разведывательно-дозорная машина для боевых операций за линией фронта, с продвижением вглубь вражеской территории на 120 км. Выпуск для армии РФ начался вместе с БТР-80А в том же 1994-м. Группа из 6-ти человек в этом бронетранспортёре стала боеспособнее, т.к. вместо основного пулемёта КПВТ с калибром пуль 14,5 мм на вооружение стала пушка 2А72 калибра 30 мм с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами – это главное достоинство нового БРДМ, достигнутое КБ «ГАЗ» под руководством главного конструктора проекта БРДМ-3 А. Масягина. Улучшились и другие характеристики этого класса бронетехники.

На БТР-80 выпуска 1984-го года изначально повторялась конструкция конусной башни, схожей с БТР-60 и БТР-70, а в модификации 80А 1994-го (ГАЗ-У9034) уже появился бронированный лафет, смонтированный на башне. Благодаря этому конструкторскому решению удалось увеличить объём подбашенного пространства, удобнее стало работать наводчику

Важно, разработчики избавили экипаж от шума и загазованности – это второе основное преимущество от базы БТР-80. БРДМ 1 и 2 не могли на то время, и в перспективе, вооружиться чем-то более мощным, нежели пулемёт Владимирова 14,5 мм, что тоже склоняло к простому решению – взять за основу БТР-80

Литература

  • 41-3902010 ИЭ. Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2. Инструкция по эксплуатации. — 22 издание. — 352 с.
  • Аржанухин Г. В., Мамлеев А. И. Основы теории и конструкции бронетранспортёров и армейских автомобилей // Основы теории и конструкции танков, боевых машин пехоты, бронетранспортёров и армейских автомобилей. Учебник / Медведков В. И.. — Москва: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1973. — Т. Часть вторая. — С. 42. — 383 с.
  • полковник-инженер В. Князьков. В разведку // журнал «Юный техник», № 9, 1982. стр.17-21
  • подполковник-инженер Г. Требухов. Подготовка БРДМ-2 к стрельбе // «Техника и вооружение», № 2, 1984. стр.30
  • полковник-инженер Г. Требухов. Усовершенствование БРДМ-2 // «Техника и вооружение», № 6, 1984. стр.28-29
  • Карпенко А. В. Бронетранспортёры // Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: Невский бастион, 1996. — С. 80. — 480 с. — 10 000 экз.
  • М. Барятинский. Советская бронетанковая техника 1945—1995. — Москва: Моделист-Конструктор, 2000. — Т. 2. — 32 с. — (Бронеколлекция № 4 (31) / 2000). — 4000 экз.

Описание

Плывущий польский легкий танк БРДМ-1 и ПТ-76 во время учений-амфибий

Обратите внимание на приподнятую обшивку в передней части автомобиля.. Самая необычная особенность автомобиля — четыре дополнительных опорных колеса с цепным приводом, которые водитель опускает, чтобы обеспечить переход через траншею

Автомобиль также имеет систему регулирования давления в шинах, которая позже стала стандартной для советских колесных военных машин. Первоначальный вариант машины БРДМ обр. 1957 г. имел открытую крышу, но следующая серийная модель БРДМ обр. В 1958 г. добавлена ​​крыша со сдвоенными люками над командирским и механическим постами и двумя люками в корме.

Самая необычная особенность автомобиля — четыре дополнительных опорных колеса с цепным приводом, которые водитель опускает, чтобы обеспечить переход через траншею. Автомобиль также имеет систему регулирования давления в шинах, которая позже стала стандартной для советских колесных военных машин. Первоначальный вариант машины БРДМ обр. 1957 г. имел открытую крышу, но следующая серийная модель БРДМ обр. В 1958 г. добавлена ​​крыша со сдвоенными люками над командирским и механическим постами и двумя люками в корме.

Машина представляет собой обычную конструкцию 4 × 4 со стальным сварным шасси, двигателем спереди и боевым отделением сзади. Слева сидит водитель, справа — командир. Автомобиль не оснащен системой NBC и по умолчанию не имеет оборудования ночного видения. Автомобиль оснащен четырьмя инфракрасными фарами дальнего света, а один прожектор белого света установлен на стороне водителя. В бою передние лобовые стекла БРДМ-1 защищены бронированными ставнями со встроенными блоками обзора. Когда ставни находятся в открытом положении, они защищают водителя и командира от ослепления солнечным светом и гарантируют, что ветровые стекла не будут закрыты дождем или снегом. Бензиновый двигатель ГАЗ-40ПБ В-8 основан на двигателе американского грузовика Dodge и агрегатируется с механической коробкой передач с четырьмя передачами переднего хода и одной задним ходом с одинарным сухим диском сцепления . Четыре дополнительных опорных колеса, которые можно опустить, улучшают проходимость машины за счет снижения давления на грунт и позволяют преодолевать траншеи шириной до 1,2 метра. Водитель также может повышать и понижать давление в основных шинах для повышения производительности.

Транспортное средство является полностью амфибийным, перед входом в воду перед входом в воду перед ним поднимается отделочная доска, чтобы улучшить устойчивость и водоизмещение транспортного средства в воде, а также предотвратить затопление носовой части водой. В воде транспортное средство приводится в движение одиночной водометной установкой, расположенной сзади. Водомет приводится в движение главным двигателем, который приводит в движение четырехлопастной винт. На суше выход водяной струи защищен бронированным затвором. Перед попаданием в воду эту заслонку необходимо снять. Пока обшивка спереди находится в походном положении, она служит дополнительной броней.

БРДМ-1 имеет максимальную толщину брони 10 мм. Этого достаточно для защиты от огня стрелкового оружия и мелких осколков снарядов, но не от более крупных артиллерийских осколков и огня из пулемета 0,50 дюйма (13 мм). Шины серии БРДМ-1 небронированы и особенно уязвимы для проколов от огня любого типа.

Однако Советская Армия не любила машину по нескольким причинам. У машины не было башни, и для работы с вооружением наводчику приходилось открывать люк и подставляться под огонь противника. На машине также не было специальных прицелов, что ограничивало ее возможности использования в качестве разведывательной машины. Эти недостатки побудили команду разработчиков создать новую машину, которая подходила бы для современного поля боя.

Навигация и система управления огнём БРДМ-3

Топографическое ориентирование БРДМ стало комплексным – превосходным. Современная радиосвязь на короткой и УКВ частоте, телефонная засекреченная связь использовались и ранее, добавилось спутниковое сообщение ГЛОНАСС, а устаревшие системы заменяются новыми. На борту есть беспилотные летательные аппараты, роботы наземной разведки.

В приоритетах экипажа БРДМ-3 – обнаружение и наблюдение за военными объектами противника, импульсная радиолокационная станция 1РЛ 133-3 «видит» сквозь дым, пыль, туман, дождь, снег: человека на дальности 4 км, бронетехнику на 10 км. Антенну можно снять с бронетранспортёра и поставить на удалении. Приборы ночного видения для разведчиков: на дальности до 15 км используется 1ПН 61 (лазерный) – видно танк (пассивный режим); на дистанции 3 км – виден человек (активный режим). Третий способ видения окружающей обстановки – прибор 1ПН 71 (тепловизионный), применяются в любую погоду и любое время суток на дистанции до 9 км – командир разведгруппы видит средние танки сквозь завесу: дымовую, световую, замаскированную или ночью.

Модификации

  • БРДМ-2М(А) – модернизация БРДМ-2, произведенная на Арзамасском машиностроительном заводе. Машина приобрела меньшую массу за счет замены колесных бортовых механизмов повышения проходимости на трапециевидные двери от БТР-70. Произошла унификация подвески с БТР-80. Бензиновый двигатель был заменен на турбодизельный Д-245.9 с мощностью 136 л.с. Установлена башня БПУ-1, оснащенная пулеметами ПКТ калибра 7,62 мм  и КПВТ калибра 14,5 мм и углом обстрела , увеличенным до +60. Также модификацию оснастили радиостанциями Р-173 либо Р-163
  • БРДМ-2ЛД — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Николаеве в 1999 году. Установлен дизель СМД-21-08. Эксплуатировалась в Косово
  • БРДМ-2ДИ «Хазар» — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Николаеве в 2005 году. Установлены тепловизор, дизель FPT IVECO Tector, оснащенный предпусковым подогревателем и новый комплекс вооружения
  • БРДМ-2ДП — модернизация БРДМ-2, произведенная в Украине, в Киеве. Уменьшена масса за счет снятия колесных бортовых механизмов повышения проходимости и башни. Установлено устройство для преодоления окопов и траншей, дизель и боковая дверь для десантников. Произошли изменения в составе вооружения (появились два бортовых пулемета СГМБ калибра 7,62 мм, и носовой пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм). Существует способность дополнить эту модификацию съёмными противокумулятивными сетками
  • БРДМ-2Т – модернизированная БРДМ-2, произведенная в Украине, в Киеве в 2013 году. Сняты дополнительные колеса. Произведена установка радиостанции Р-173, задних и передних габаритных фонарей БТР-70, колёс с бескамерными шинами, боковых люков десанта, аналогичные люкам БТР-70 и дизеля Д245.30Е2 мощностью 155 л.с. Заменен пулемет КПВТ на НСВТ, калибра 12,7 мм. Существует способность дополнить эту модификацию другими боевыми модулями
  • БРДМ-2МБ1 – модернизированная БРДМ-2, произведенная в Белоруссии. Сняты дополнительные колеса и водометные движители. Произведена установка радиостанции Р-173, системы видеонаблюдения, боковых люков десанта, боевого модуля «Адунок»,  дизеля Д245.30Е2 мощностью 155 л.с. и пулемёта НСВТ, калибра 12,7-мм. Увеличено количество экипажа до семи человек.
  • ZKDM «Зубастик» — модернизация, произведенная в Азербайджане в 2013 году. Произведена установка боковых люков десанта, пулемета, калибра 7,62 мм, башней (с 30-мм автоматическим гранатометом АГС-30 калибра 30 мм, четырьмя дымовыми гранатометами 81-мм и двухствольной пушкой ГШ-23 23-мм), дизеля Д-245.30E2 мощностью 150 л.с. и усовершенствованной противоминной защиты. Сняты дополнительные колеса и водометные движители
  • БРДМ-КЗ – модернизация, произведенная в Казахстане в 2013-2014 гг. Произведена установка дизеля Iveco. Расширена колея благодаря мостам от БТР-80
  • BRDM-2M-96i – модернизация, произведенная в Польше в 1997 году. Произведена установка новых тормозов и 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040
  • BRDM-2M-96ik «Szakal» — модификация, произведенная в Польше в 2003 году. Произведена установка кондиционера, 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040SRC, противокумулятивных решётчатых экранов и радиостанции RRC-9500.  Пулемет калибра 14,5 мм заменен WKM-B калибра 12,7 мм
  • BRDM-2M-97 «Żbik-B» — модернизированная BRDM-2M-96i. Произведена установка новой трансмиссии, 6-цилиндрового дизеля Iveco Aifo 8040 SRC-21.11 и дополнительного оборудования.
  • Курјак – модернизация, произведенная в Сербии
  • LOT-B – модернизация, произведенная в Чехии
  • LOT-V – командирский вариант LOT-B.

Фото БРДМ-2

БРДМ-2 с противокумулятивными экранами

Самодельная противокумулятивная и дополнительная противопульная защита в виде экранов на БРДМ-2 польского контингента в ИРАКЕ

Похожее

БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение

БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото

БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото

БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты

Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры

Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость

БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина

Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина

БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина

Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня

Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков

Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня

УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль

Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ

БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина

БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина

УР-07М «Пересортировка» установка разминирования

Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость

СПМ — специальная гусеничная пожарная машина

БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ

БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина

АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина

БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня

БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина

РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина

КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки

«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии

Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня

Броня БРДМ-3

Место каждого бойца внутри БРДМ-3 оборудовано индивидуальным дежурным и маскировочным освещением, светомаскировка работает в автоматическом режиме при открытых люках. Эта машина защищена спецоборудованием от массового поражения: от ударной волны, опасной для людей проникающей радиации и радиоактивной пыли, бактериологического оружия, вредных газов. Поэтому может использоваться и в заражённой местности. На башне или на корпусе устанавливаются дымовые гранаты ЗД6.

Без капитальной модернизации армии к 2020 году, принятой для ВС РФ, где стальная сварная броня теперь сменяется керамбронёй, БРДМ-3 может защитить боевой расчёт лобовой бронёй – только от обычных пуль калибра 12,7 мм, бортами – от стрелкового оружия 7,62 мм, бронебойными же пулями этих калибров корпус простреливается в решето. Нет без той же модернизации и защиты от противотанковых мин. С улучшениями лобовой корпус будет выдерживать выстрелы из 14,5 мм пулемётов с бронебойными пулями, борта гарантировано защитят от калибра и 7,62 мм. 

БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина

БРДМ-3 — разведывательно-дозорная машина разработана конструкторским бюро ОАО «ГАЗ». Она предназначена для обеспечения действий разведывательных подразделений в глубине обороны противника на удалении до 120 км.

В качестве базы при создании БРДМ-3 использован бронетранспортер БТР-80А. По назначению и расположению механизмов и оборудования машина имеет три отделения: управления, боевое и моторно-трансмиссионное. Боевой расчет машины — 6 человек: командир разведот-деления, механик-водитель, наводчик и три разведчика. Рабочие места боевого расчета оборудованы ремнями безопасности, системой общего, индивидуального и дежурного освещения с автоматическим устройством переключения на режим автомаскировки при открытых посадочных люках машины.

Как и БТР-80А, разведывательно-дозорная машина вооружена башенной пушечно-пулеметной установкой с наружным размещением 30-мм автоматической пушки 2А72 и спаренного с нею 7,62-мм пулемета ПКТ. Боекомплект как для пушки, так и для пулемета снаряжен в патронные ленты и размещается каждый в своем магазине. Башенная установка оснащена дневным прицелом 1ПЗ-9, а также ночным прицелом ТПН-3-42 с прожектором ОУ-5М. Прицельная дальность стрельбы из пушки бронебойно-трассирующими снарядами днем составляет 2000 м, ночью — 800 м, из пулемета соответственно 1500 и 800 м. Башенная установка оснащена также системой запуска дымовых гранат.

Для ведения разведки машина оборудована радиологической станцией наземной разведки, лазерным прибором разведки, аппаратурой химической разведки, ночными биноклями, миноискателем, навигационной аппаратурой ТНА-4-6. Передача разведывательных данных осуществляется с помощью КВ радиостанции, четырех УКВ радиостанций (две выносные), двух телефонных аппаратов, комплекта спецаппаратуры для засекречивания переговоров.

На БРДМ-3 установлен дизельный двигатель с турбо-наддувом КамАЗ-7403 максимальной мощностью 260 л.с. В одном блоке с двигателем объединены агрегаты механической трансмиссии, что позволяет оперативно выполнять замену силовой установки в полевых условиях. Ходовая часть БРДМ-3 такая же, как у БТР-80. Она выполнена по колесной формуле 8×8, управляемыми являются обе передние пары колес. Подвеска индивидуальная торсионная. На колесах установлены износостойкие шины КИ-80 или КИ-126, которые позволяют продолжать движение при их простреле. Имеется система регулирования давления воздуха в шинах.

БРДМ-3 обладает проходимостью, сопоставимой с проходимостью гусеничной машины. Она преодолевает подъем крутизной до 30°, вертикальную стенку высотой до 0,5 м и ров шириной 2 м, может двигаться с углом бокового крена 25°. Водные преграды машина преодолевает вплавь со скоростью 9-10 км/час. Движение на плаву обеспечивается водометным движителем. При движений по шоссе машина развивает максимальную скорость 80 км/час.

Кроме средств связи, навигации и разведки машина оборудована системой защиты от оружия массового поражения, противопожарными средствами, водооткачивающими устройствами.

Описание конструкции

Машина БРДМ-2РХБ предназначена для действия в составе разведывательных подразделений сухопутных войск и осуществляет химическую, радиационную, биологическую и специальную разведку местности. Благодаря наличию специального оборудования машина способна определять степень заражения грунта, воды и пищи, а также осуществлять отбор проб и проводить исследования характера биологического, химического, радиационного поражения местности и докладывать результаты по радиоканалам связи. Исследования могут осуществляться в движении, на коротких остановках и при выходе экипажа из машины.

Броневой корпус и башня

Машина имеет сварной броневой корпус. Корпус полностью герметичен, защищает экипаж от пуль и осколков и разделён на два отсека: боевое и силовое отделения. Боевое отделение полностью герметично и имеет коэффициент ослабления гамма-излучения, равный 4.

Вооружение

В качестве основного вооружения в БРДМ-2РХБ используется танковый 7,62-мм пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект составляет 2000 патронов.

Средства наблюдения и связи

Внутренняя связь между членами экипажа осуществляется через танковое переговорное устройство Р-124. Внешняя связь производится по УКВ радиостанции Р-123М.

Средства радиационной разведки

Для ведения измерения уровня гамма- и бета-излучений в БРДМ-2РХБ установлен прибор ДП-5В (ИМД-7). Прибор может работать при выходе экипажа из машины с помощью автономного источника питания, также имеется возможность использования вместо прибора ИМД-21Б в случае отказа последнего. ИМД-21Б предназначен для определения мощности дозы облучения и способен выдавать сигнал в случае превышения максимально допустимой нормы. Доза облучения измеряется с помощью блока БИО-5, которых располагается в нише правого колеса на специальном кронштейне.

Средства химической разведки

Для отбора проб воздуха в машине установлен прибор ГСА-12. Забор происходит через газовую коммуникацию с помощью закачивающего насоса. Комплекты индикаторной системы прибора размещаются на кронштейне под столиком химика-разведчика с правого борта машины и под коробками с патронами на левом борту машины.

В условиях применения вражескими войсками химического оружия БРДМ-2РХБ может использовать войсковой прибор химической разведки ВПХР 6, который расположен в боевом отделении машины по правому борту. Прибор способен определять в воздухе уровень концентрации таких отравляющих веществ, как хлорциан, зарин, синильная кислота, зоман, дифосген, иприт и фосген.

Средства биологической разведки

Машина БРДМ-2РХБ способна непрерывно контролировать атмосферный воздух с целью обнаружения в нём примесей специальных аэрозолей. Для этого в неё установлен автоматический сигнализатор АСП. В случае обнаружения опасности в боевом отделении загорается индикатор с надписью «Опасно», а также включается звуковая тревога. Индикатор закреплён на приварных кронштейнах над правым передним колесом машины.

Средства защиты экипажа

Для работы в условиях применения противником оружия массового поражения в БРДМ-2РХБ имеются следующие средства:

  1. Л-1 — комплект лёгких защитных костюмов для всех членов экипажа;
  2. ОЗК — комплект общевойсковых защитных костюмов для всех членов экипажа;
  3. ФВУ — фильтро-вентиляционная установка;
  4. ДНМП-100 — напорометр для измерения разности давлений внутри и снаружи машины;

Прочее оборудование

Кроме указанного выше оборудования в БРДМ-2РХБ дополнительно имеется следующее оборудование:

  1. ДК-4КБ — оборудование для дегазации, дезинфекции и дезактивации машины;
  2. ТНА-3 — аппаратура топопривязки для определения местоположения машины;
  3. Установка для запуска сигналов химической тревоги СХТ-40;
  4. Комплект знаков ограждения КЗО-2;
  5. РДГ-2 — ручная дымовая граната;
  6. КПО-1 — комплект для отбора проб почвы, воды, продуктов и растений;
  7. МК-3М — метеокомплект для метеорологических наблюдений.

БРДМ-2

БРДМ-2 с пусковым устройством для шести противотанковых управляемых ракет АТ-3 «Сэггер» (код НАТО ПТРК «Малютка») в поднятом положении.

Эта модель успешно применялись египетской армией в Ближневосточной войне 1973 г. Ракеты могут наводиться как из машины, так и с выносного блока.

Большинство версий БРДМ-2 с ПТУР были вооружены ПТУР «Сэггер»; но некоторые имеют более ранние ПТУР «Суэттер».

Плавающая разведывательная машина БРДМ-2 (4×4) была создана как развитие машины БРДМ-1 и впервые показана в 1966 г., хотя была принята на вооружение несколькими годами ранее.

Наиболее значительные усовершенствования по сравнению с БРДМ-1 могут быть охарактеризованы кратко — улучшение возможностей обзора для командира и водителя, более мощное вооружение, установленное в полностью закрытой башне, более мощный двигатель, позволяющий развивать более высокую скорость по земле и по воде, фильтровентиляционная установка с системой радиационной, химической и бактериологической защиты, больший запас хода.

Цельносварной стальной корпус БРДМ-2 имеет толщину всего 7 мм, не считая лобового листа, который имеет толщину 14 мм, и днища с толщиной 2 или 3 мм, что делает машину весьма уязвимой от мин. Механик-водитель и командир сидят спереди, у каждого есть ветровое стекло, закрываемое в бою броневым щитком.

Над каждым из них сверху имеется люк, открывающийся вверх; это — единственное средство доступа внутрь машины для четырех членов экипажа.

Башня, не имеющая люка сверху, — такая же, как у советского бронетранспортера -60ПБ (8×8) и чешского бронетранспортера ОТ-64 модель 2А (8×8), она вооружена 14,5-мм крупнокалиберным пулеметом КПВТ и 7,62-мм спаренного пулемета ПКТ. Оружие имеет углы вертикальной наводки от +30 до минус 5°, башня вращается на 360°.

Боекомплект: 500 14,5-мм патронов и 2000 7,62-мм патронов. Пулемет КПВТ — очень эффективное оружие, он может стрелять бронебойно-зажигательными пулями, пробивающими 32-мм броню на расстоянии 500 м.

Моторно-трансмисионное отделение расположены в корме. Как и БРДМ-1, БРДМ-2 имеет два дополнительных колеса с каждой стороны корпуса, которые могут опускаться при движении по пересеченной местности.

Машина имеет также централизованную систему регулирования давления в шинах, инфракрасный прибор ночного виденья, фильтровентиляционная установка с системой радиационной, химической и бактериологической защиты, оборудование связи и навигации и лебедку, установленную внутри в носовой части корпуса.

Стандартное шасси БРДМ-2 стало основой целого семейства специализированных машин, включающего машину радиологической и химической разведки БРДМ-2РХ и командную машину БРДМ-2У, которая не имеет башни.

Модель с противотанковой управляемой ракетой «Суэттер» также еще находится на вооружении, но последние модели вооружены 5 противотанковыми управляемыми ракетами «Спэндрел» (принятое в США и НАТО обозначение ПТРК «Конкурс»), установленными в готовом к стрельбе положении на крыше корпуса.

Эти ракеты, действующие тем же способом, что и НОТ «Еуромиссайл», имеют дальность не менее 4000 м.

Зенитная самоходная установка «Гэскин» (принятое в США и в НАТО обозначение зенитно-ракетный комплекс «Стрела-1») также использует шасси БРДМ-2 и имеет 4 ракеты в готовом к стрельбе положении; каждая советская танковая и мотопехотная дивизия имеет 16 таких установок. SA-9 также применялись сирийскими войсками в боях на Среднем Востоке позднее, при вторжении Израиля в Ливан летом 1982 г.

Тактико-технические характеристики БРДМ-2

  • Экипаж, чел.: 4;
  • Масса, т: 7;
  • Размеры, м: длина 5,75; ширина 2,35; высота 2,31;
  • Силовая установка: один бензиновый двигатель V-8 мощностью, л.с. (кВт): 140(104);
  • Максимальная скорость, км/ч: 100;
  • Запас хода, км: 750;
  • Преодолеваемые препятствия:
    • крутизна склона, %: 60;
    • высота вертикальной стенки, м: 0,40;
    • глубина брода — амфибия:
    • ширина рва, м: 1,25.

Описание

При изготовлении БРДМ-2ДИ используется уже готовый бронекорпус советского БРДМ-2 из складских запасов, который проходит ремонт, переоборудование и перекраску.

При переоборудовании БРДМ-2 в БРДМ-2ДИ демонтируют две пары пневматических колёс (предназначенных для преодоления траншей и окопов) и четыре гидравлических подъёмника, обеспечивающие их выдвижение. Объём топливных баков оставлен прежним.

На БРДМ-2ДИ установлен дизельный двигатель FPT IVECO Tector с предпусковым подогревателем, который позволил уменьшить расход топлива до 19 литров на 100 км и соответствует экологическим стандартам Евро-3. Как сообщил инженер-технолог Николаевского бронетанкового завода Александр Каплун, замена двигателя привела к необходимости замены моторной перегородки и переделке некоторых других корпусных деталей.

В бортах машины сделаны два дополнительных люка для высадки десанта.

Кроме того, на БРДМ-2ДИ установлено новое оборудование связи — цифровая радиостанция (Р-173 или Р-030У). При необходимости, на бронемашину могут быть установлены прибор ночного видения, тепловизор, система видеонаблюдения и спутниковый навигатор СН-3210 «Базальт-K».

История обслуживания

На советской службе новые БРДМ были прикреплены к дивизионам и использовались для прикрытия и дальнего зондирования. В 1960-х и 1970-х годах разведывательные машины были дополнены в советских разведывательных батальонах специализированными вариантами боевых машин пехоты БМП-1 , которые могли вести разведку гораздо более агрессивно и при необходимости поражать бронетехнику противника. Около 10000 БРДМ было построено для Советской Армии и еще 1500 — на экспорт, в основном в Восточную Германию , где она получила обозначение SPW-40P , и в Польскую Народную Республику . Машину критиковали за легкую броню и уязвимость переднего моторного отсека во время боя, а также за открытый верх, из-за которого экипаж подвергался огню противника при работе с системами вооружения. Это было частично исправлено введением в 1958 г. усовершенствованного варианта, который имел герметичное боевое отделение и систему избыточного давления, что уменьшало опасность от осколков и позволяло экипажу разведывать загрязненную среду. Однако управлять системой вооружения машины изнутри корпуса оставалось невозможным. Этот и другие недостатки побудили советских инженеров начать работу над новой моделью БРДМ, способной нести ту же башню, что и бронетранспортер БТР-60 . В последней версии моторный отсек был смещен назад, и он был значительно более мобильным; он поступил на вооружение как БРДМ-2 в середине 1960-х годов. Более ранняя конструкция БРДМ была переименована в БРДМ-1 на советских вооружениях и использовалась до конца 1970-х годов, когда была снята с вооружения.

Советская Армия экспортировала много бывших в употреблении БРДМ-1 своим военным союзникам, особенно в Африке, с 1966 по 1980 год. И Египет, и Сирия развернули БРДМ-1 во время Шестидневной войны ; Некоторые из этих машин были захвачены Армией обороны Израиля (ИДФ) во время этого конфликта и впоследствии повторно использовались в нетрадиционных операциях. Египетские и сирийские БРДМ-1 были снова развернуты во время войны Судного дня , хотя и в меньшем количестве, и были в значительной степени вытеснены более современными БРДМ-2. Несколько захваченных египетских или сирийских БРДМ-1 были переданы Соединенным Штатам для целей оценки в конце 1970-х годов правительством Израиля. В Вооруженные Силы за освобождение Анголы (ФАПЛА) развернут ряд БРДМ-1s во время гражданской войны в ангольской . Угандийские БРДМ-1 были развернуты против танзанийских войск в Кампале во время Угандо-танзанийской войны .

К 2000 году БРДМ-1 оставался на вооружении армий одиннадцати стран и почти полностью использовался в качестве резерва. Считается, что в 2016 году в мире осталось менее 200 БРДМ-1.

Примечания

  1. ↑ Украинская боевая разведывательная машина (БРМ) БРДМ-2ДИ «Хазар» // «Зарубежное военное обозрение», № 3 (816), март 2015 (цветная вклейка)
  2. «у січні 2015 р. на фронті було тільки 2 сучасних протитанкових керованих ракетних комплекси «Скіф» виробництва ДКБ «Луч» і 2 нові броньовані розвідувально-дозорні машини БРДМ-2Di «Хазар»«Т. М. Юрова. Україна на мiжнародному ринку озброєнь у ХХІ ст. та вплив АТО на реалiзацiю мiждержавних угод // Перспективи розвитку озброєння та військової техніки Сухопутних військ. Збірник тез доповідей Міжнародної науково-технічної конференції (Львів, 14-15 травня 2015 року). Львів: АСВ, 2015. стор. 289-290
  3. Бiла книга 2006. Оборонна полiтика України. Міністерство оборони України, 2007. стр.93

Эксплуатация и боевое применение

Боевое применение

  1. Операция «Дунай»
  2. Война Судного дня Одно из крупнейших сражений с участием БРДМ-2, вооружённых ПТУР «Малютка», произошло 6 октября 1973 года, когда египетская армия форсировала Суэцкий канал. Перешедшие канал египетские войска были атакованы израильскими танками M48 Patton и M60 Patton 252-й бронетанковой дивизии. Танки шли без предварительной разведки и без пехоты, что привело к их разгрому. Египетские БРДМ и пехота подбили и сожгли 165 израильских танков M48 и M60. Сожжённые танки усеяли пустыню перед египетскими позициями. Десантные машины применялись также и на сирийском фронте. В частности, 12 октября сирийские БРДМ-2 и пехота остановили наступление израильских танков 188-й резервной бригады вдоль шоссе Эль-Кунейтра—Дамаск, при этом израильтяне понесли тяжёлые потери.
  3. Афганская война (1979—1989)
  4. Боснийская война (1992—1995) — оказались в составе сербской армии и милиции.
  5. Октябрьские события в Москве 1993 год[источник не указан 1216 дней].
  6. Чеченские войны (1994—1996, 1999—2009) — применялась российскими войсками и чеченскими боевиками. Пользовалась в войсках заслуженной любовью за неприхотливость, высокие ремонтопригодность и живучесть[источник не указан 1248 дней].
  7. Вооружённый конфликт в Южной Осетии — по данным независимых экспертов Центра анализа стратегий и технологий, российские войска потеряли 3 БРДМ. Один из механиков-водителей российских БРДМ-2, Олег Рудель был награждён медалью «За отвагу»

8. Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014 — н. в).

Особенности конструкции

Компоновка БРДМ-2 выглядит следующим образом:

Спереди — отделение управления. Здесь находятся органы управления, радиостанция, приборы для навигации, места для расположения водителя и командира, приборы для наблюдения за местностью.

В середине – боевое отделение. Центром его является башня, на которой установлен пулемет. Там же расположены боекомплект, гидроподъемники дополнительных колес, два сиденья для разведчиков.

В корме – моторный отсек. Он изолирован от остальной части машины герметичной перегородкой с фильтровентиляционной установкой. Попасть к силовому агрегату можно через откидные дверцы.

Сам корпус изготавливается из катаных стальных листов, покрытых слоем брони (6-10 мм). Это защищает машину от осколков, стрелкового оружия и разрыва мин малого калибра.