Что нужно знать прежде чем ездить по бездорожью

Если вы застряли…

Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической коробкой, не стоит раскачивать забуксовавший автомобиль. Для начала разберемся, что такое «раскачка». Если вы хоть раз застревали на машине, то знаете, что отлично помогает вытащить колеса из плена эта самая «раскачка». Вы просто синхронно толкаете машину в накатанном углублении. Амплитуда движений при этом возрастает, и колеса через несколько раскачек легко преодолевают препятствие.

Отличного результата можно достичь при раскачивании машины с одновременным переключением первой и задней передачи. Так как время собственных колебаний авто, как правило, не превышает одной секунды, то рычагом коробки передач приходится работать с максимальной интенсивностью. С механической коробкой всё просто, а вот на автомате такая «раскачка» не всегда может помочь.

Как ездить по бездорожью?

Для многих людей, которые владеют внедорожниками, бездорожье это что-то неизведанное и страшное. Удивлены? Ведь зачем тогда внедорожник. Но так уж получается, что многие владельцы внедорожников, которые потратили не малые деньги на полноприводный автомобиль, никогда в своей жизни не выезжали на бездорожье и даже ни разу не включали пониженную передачу для преодоления сложных участков дороги.

В большую часть времени огромное число владельцев внедорожников эксплуатируют свои автомобили по асфальту. Попробуем это исправить с помощью основных правил и навыков, которые могут освоить владельцы внедорожников, которые еще не знают что такое бездорожье. Может быть, наша статья поможет кому-нибудь развеять свои страхи и наконец-то начнет использовать полноприводную машину по назначению.

Что на дороге опаснее гололеда?

Поездки на автомобиле осенью сопряжены со многими неожиданностями. К примеру, ровная дорога вдруг утыкается в пологий поворот, рассчитанный на скоростное прохождение на 110 км/ч. Водитель не снижает скорость, надеясь на хорошие сцепные свойства колес, и тут его поджидает толстый слой грязи, тянущийся с прилегающего выезда из полей и пересекающий дорогу. Это трактор постарался.  
Тракторный след — одна из самых опасных ловушек для автомобилистов, он грозит возникновением аварийной ситуации.

Дело в том, что мокрые суглинки быстро залепляют неровности асфальта водонепроницаемой пленкой, препятствующей отводу воды В дождливую погоду коэффициент сцепления у таких покрытий составляет 0,25-0,30, в то время как на укатанном снегу — 0,2-0,25. И автомобиль, двигавшийся с постоянной скоростью на летних покрышках, в повороте рискует потерять управляемость.

Статья по теме

Чем опавшая листва грозит автомобилю?

У переднеприводных автомобилей обычно начинает сноситься передок. Машина перестает слушаться руля и ползет из поворота наружу. У заднеприводных моделей, наоборот, занос начинается с кормы. Ведущие задние колеса проворачиваются под тягой на скользком участке, теряют связь с асфальтовым покрытием, и автомобиль забрасывает кузов в сторону обочины.

Сухая пашня

По сухой пашне летом, а также зимой, когда пашня замерзла и покрыта небольшим слоем снега, путь движения выбирают под углом к направлению борозд или вдоль них и ведут автомобиль па низшей передаче с равномерной скоростью. В распутицу, когда пашня пропитывается водой на большую глубину, ее лучше объехать во избежание застревания автомобиля.

На песчаной местности, имеющей слабо связанный грунт, колеса углубляются в песок и сопротивление движению резко возрастает.

Небольшой участок сухого песка преодолевается автомобилем по инерции. Автомобиль предварительно разгоняют, и участок преодолевают с ходу на одной из высших передач.

Большие участки песка преодолеваются обычно с включенным передним мостом на пониженной передаче при постоянных оборотах коленчатого вала. При этом для уменьшения удельного давления колес автомобиля на грунт, что улучшает проходимость по сухому сыпучему песку, допускается кратковременное снижение давления воздуха в обычных шинах на 25%, а на автомобилях со специальными шинами и централизованной регулировкой давления воздуха в них — до 0,5 кг/см2.

Во время движения по песку нельзя делать крутых поворотов, так как при этом сопротивление качению колес увеличивается и автомобиль может остановиться.

Если имеется колея прошедшего автомобиля, ею нужно воспользоваться, так как в колее песок уплотнен и оказывает меньшее сопротивление движению автомобиля.

Когда направление движения совпадает с морским или речным берегом, путь движения следует по возможности выбирать непосредственно у воды по мокрому песку. Мокрый песок настолько уплотняется и выравнивается приливами и отливами воды, что двигаться по нему можно на высшей передаче.

Если автомобиль застрял в песке, не следует допускать буксования колес и раскачивать автомобиль вперед и назад, такие попытки приводят лишь к еще большему погружению колес в песок. Лучше сразу остановить автомобиль, расчистить песок у передних колес, под задние положить доски, маты из камыша или дорожки из прутьев и начать движение на первой передаче. При движении автомобильных колонн в этом случае используются металлические или деревянные колейные дороги, а также сетки из стальной проволоки.

Чтобы вывести застрявший в сыпучем песке автомобиль, применяют средства самовытаскивания:

  • деревянный клин (брус, жердь)
  • якорь-самовытаскиватель
  • противобуксатор

Деревянный клип (брус, жердь) увеличивает сцепление колеса с грунтом и позволяет автомобилю выйти из препятствия. Его укладывают по направлению движения в промежуток между шипами под сдвоенные ведущие колеса.

При движении по песку применять цепи противоскольжения нельзя, так как они ухудшают проходимость автомобиля, способствуя большему зарыванию колес в песок.

Движение на автомобиле по лесной дороге

Что касается лесных грунтовых дорог, то здесь дело обстоит сложнее: они имеют много непросыхающих даже в теплую солнечную погоду больших луж с тяжелым глинистым грунтом, крутыми закрытыми поворотами и большим количеством выступающих корневищ. Вероятность застрять на лесной грунтовой дороге выше, чем, к примеру, на полевой. Учитывайте эти моменты при выборе маршрута.

По накатанной грунтовой дороге нужно двигаться с примерно постоянной скоростью, не переключая передачи, но нужно непрерывно работать рулевым колесом.

В распутицу или дождливую погоду относительно ровные грунтовые поверхности скапливают на себе много жидкости, образуя длинные неглубокие лужи. Они преодолеваются без повышения скорости. Если у вас в машине имеются жалюзи, то их нужно закрывать на время движения

Важно знать, что в момент движения по луже, вода попадает в подкапотное пространство двигателя и на приборы системы зажигания. Высока вероятность того, что двигатель может заглохнуть

Если запустить его не удается, то нужно открыть капот и удалить влагу с приборов электрооборудования. Затем произвести сушку подкапотного пространства, оставив капот на 10-15 минут. После сушки двигатель, обычно, работает, как полагается.

Если вы движетесь по глубокой колее, автомобиль должен направляться строго по ее середине. Водителю нужно постоянно следить за глубиной колеи — она не должна превышать величину дорожного просвета. В противном случае низшие точки автомобиля задевают о грунт. Чтобы вывести машину из колеи, нужно быстро произвести поворот руля в месте небольшой глубины колеи.

Мокрые профилированные дороги с отсутствующей колеей и имеющие крутой профиль «обещают» высокую вероятность заноса машины. По ним необходимо двигаться равномерно — по самому гребню дороги и на низкой скорости, также нужно постоянно быть готовым к тому, что автомобиль может занести.

Что диктуют общие законы бездорожья

Перед каким-либо значительным препятствием необходимо высадить пассажиров. Так вы не только облегчите участь своего авто, но также пассажиры смогут в случае чего подтолкнуть его.

Прежде чем проехать по дороге, постарайтесь исследовать маршрут, обращая внимание на «гиблые» участки. Для таких целей не помешает положить в багажник резиновые сапоги

Ведь чем больше исследуешь пешком, тем меньше придется толкать автомобиль.

Если вы не обзавелись цепями противоскольжения, можно разрезать буксировочный трос на кусочки и обвязать ими колесо так вы хоть как-то выйдете из положения и увеличите свои шансы попасть домой на своем авто, а не на буксире за трактором. Не помешает также держать в автомобиле налобный фонарик, который поможет лучше разглядеть ситуацию в потемках.

Не стоит спускать покрышки на легковом автомобиле, ведь так вы не только не улучшите сцепление с дорогой, но и уменьшите клиренс, что в свою очередь может привести к повреждению картера мотора и трансмиссии. Лучше заблаговременно положите в багажник подходящие доски, которые в случае чего можно будет подложить под колеса или домкрат.

Если все же произошло так, что ваша «легковушка» застряла, можно попытаться выехать раскачкой. Этот способ подразумевает, что один человек «играет» сцеплением, а его напарник толкает автомобиль в такт его действиям. Если машина с карбюраторным мотором, то подобное водитель может проделать и сам, вытащив подсос. Если и это не помогло, то необходимо подкладывать ветки и доски до тех пор, пока авто не сможет дальше продолжать двигаться.

И самое главное – всегда включайте мозги, ведь прежде чем куда-либо проехать следует подумать о том, как можно будет выбраться обратно.

Положитесь на электронику.

Как правило, электроника сама решает, когда при начале пробуксовки подключить привод на вторую ось, и когда его отключить. Но нынче выпускают паркетники, на которых подключение возможно и вручную, принудительной блокировкой межосевой муфты. Нажать клавишу и повернуть ручки на центральной консоли следует перед тем, как въезжать на сложный участок бездорожья. И отключить, выезжая с него. На некоторых моделях муфта имеет свойство быстро перегреваться, и система её отключит, превратив машину в моноприводную. А если это произойдёт в самый неожиданный момент? Поэтому нужно выяснить, сколько может выдержать установленная в автомобиль муфта без перегрева.

Во время спуска по скользкому склону лучше положиться на электронику. Во многих кроссоверах есть специальная система. Она поможет в опасных ситуациях. При поддержке безопасной скорости тормозами можно потерять управления из-за блокировки колёс.

Электроника выручит и на подъёме в гору. Для этого есть специальная система, она не позволяет кроссоверу скатываться назад на подъёме в гору. А моделям с МКПП можно трогаться без пробуксовки, плавно, не сжигая сцепление. Кроссоверы с АКПП тоже трогаются в гору без проблем.

Некоторые производители позаботились о системах, в задачу которых входит регулировка манёвров машины на разных видах бездорожья. Это тоже электроника, но у всех моделей свои возможности. Кому-то «подарили» возможность изменять чувствительность педали газа в зависимости от выбранного режима движения (по асфальтовому покрытию, песку, по грязи и колее, или траве, снегу, гравию), а кто-то не получил даже блокировки дифференциалов и увеличения клиренса пневмоподвеской.

Пригодятся два троса, шаклы и старая куртка

На случай, если вы застрянете сильно и вам понадобится помощь тягача, нужно иметь с собой трос — у тракториста в соседней деревне вряд ли найдется подходящий. Лучше не простой, а специальный — динамический. Правильно подобранный под вес вашей машины, он слегка растягивается при резком рывке, а затем плавно сжимается, эффективно и мягко вытягивая машину из грязевого плена. А вот тросы, которые обычно лежат в обязательном наборе автомобилиста вместе со знаком аварийной остановки, светоотражающим жилетом и огнетушителем, подойдут только для буксировки по асфальту. Прочностью они не отличаются и часто рвутся. Чтобы трос в случае разрыва не травмировал людей и не отлетел в машину, обязательно кладите на него гаситель. Его можно купить в автомагазине, а можно заменить обычной старой курткой — просто накиньте ее на трос перед буксировкой. 

Динамические тросы на концах имеют петли, в них вставляются шаклы — мощные такелажные скобы, которые крепятся к буксировочной проушине автомобиля. Их тоже нужно купить, если планируете выезжать на бездорожье. 

Очень важно перед путешествием найти, где расположены гнезда для буксировочной проушины, сама проушина, попробовать ввинтить ее на место и убедиться, что она подходит к гнезду. 

Что на дороге опаснее гололеда?

Поездки на автомобиле осенью сопряжены со многими неожиданностями. К примеру, ровная дорога вдруг утыкается в пологий поворот, рассчитанный на скоростное прохождение на 110 км/ч. Водитель не снижает скорость, надеясь на хорошие сцепные свойства колес, и тут его поджидает толстый слой грязи, тянущийся с прилегающего выезда из полей и пересекающий дорогу. Это трактор постарался.  
Тракторный след — одна из самых опасных ловушек для автомобилистов, он грозит возникновением аварийной ситуации.

Дело в том, что мокрые суглинки быстро залепляют неровности асфальта водонепроницаемой пленкой, препятствующей отводу воды В дождливую погоду коэффициент сцепления у таких покрытий составляет 0,25-0,30, в то время как на укатанном снегу — 0,2-0,25. И автомобиль, двигавшийся с постоянной скоростью на летних покрышках, в повороте рискует потерять управляемость.

У переднеприводных автомобилей обычно начинает сноситься передок. Машина перестает слушаться руля и ползет из поворота наружу. У заднеприводных моделей, наоборот, занос начинается с кормы. Ведущие задние колеса проворачиваются под тягой на скользком участке, теряют связь с асфальтовым покрытием, и автомобиль забрасывает кузов в сторону обочины.

Торможение на разном покрытии

Если начать тормозить на такой размазанной глине, то есть риск попасть в еще более неприятную ситуацию. Грязь не распределена по асфальту равномерно, а повторяет след трактора. Когда правые колеса цепляют этот скользкий глиняный след, а левые остаются на сравнительно чистом асфальте, то резкий сброс скорости может обернуться аварией. Автомобиль будет тормозить только одним боком, в то время как правые шины заскользят. В итоге на кузове появится разворачивающий момент и автомобиль закрутится волчком.  В этот момент от водителя требуется большое мастерство, чтобы побороть занос и удержать автомобиль на полосе. 

Примерно такая же ситуация и с листвой, которая обычно скапливается вблизи обочин. Автомобили едут левыми колесами по асфальту, а правыми — по мокрой желтой листве. После дождя листва размокает и превращается в желеобразную субстанцию, которая еще опаснее, чем  суглинки. Коэффициент сцепления колес в этом случае составляет 0,1-0,15, как на голом льду. Естественно, при резком торможении летние колеса не могут пробить гниющую биомассу и скользят на ней. Машина уходит в снос. Как же предотвратить возможные проблемы?

На каких скоростях менять передачи, чтобы ездить максимально экономично?
Подробнее

Как вытащить застрявший автомобиль

В грязи и глубоком снегу колеса не просто буксуют, но и зарываются все глубже, усложняя проблему

Поэтому выезжать надо аккуратно и осторожно. Для этого подойдет:        

Раскачка. Подходит, если машина увязла в неглубокой грязи. Устанавливаете колеса прямо и медленно раскачиваете автомобиль взад-вперед, быстро переключая передачи «передняя-задняя» (или D-N-D на АКПП) и постепенно увеличивая амплитуду качания, пока он не зацепится колесами за более твердый грунт, после чего его можно вытащить рывком. На передаче машина выезжает вперед, выжимаете сцепление, переключаете передачу и едете назад, после чего цикл повторяете. Работает также вариант подгазовки педалью: «газ – пауза – газ». Однако для глубокой грязи такая техника не подходит – вы рискуете увязнуть еще глубже.

Правильное перераспределение груза. Если грязь или снег не слишком глубокие, следует переместить большую часть груза на приводящие колеса машины. После этого следует начать раскачивать машину коробкой передач, двигая колесами чуть влево-вправо, нащупывая твердый грунт. Пассажиры могут оставаться в салоне, если авто не перегружено – они обеспечат необходимую весовую нагрузку и улучшенную сцепку колес с покрытием.

  • Подкладывание веток или палок под колеса. Хороший вариант при отсутствии сцепки с поверхностью. Лучше использовать доски бруски или ветки деревьев (чем больше площадь поверхности, тем лучше). Подкладывать упоры следует по направлению движения. Можно сочетать с техникой раскачки, подкладывая доску в момент, когда машина оказалась в максимальной задней точке качания и готова качнуться вперед (но тут нужен второй человек). Если бруска нет, используйте ветошь или автомобильный коврик.        
  • Выкапывание. Если есть в багажнике саперная лопатка, можно выкопать колею, по которой колеса выведут машину на сухое место.
  • Использование домкрата. Дополнительно вам понадобятся ветки, камни, доски и все, что есть из твердых предметов под рукой. Под домкрат следует подложить ветку или доску, чтобы он сам не погрузился в грязь. Затем приподнять домкратом ведущие колеса и подложить под них твердые предметы (желательно те же ветки и доски). После этого домкрат опускается, и машина выезжает на нормальную дорогу. Можно также использовать трос, который крепится на подвижной части домкрата и к дереву: поднимая домкрат, вы постепенно вытягиваете машину из грязи.
  • Использование лебедки. Если в машине имеется тяжелая лебедка, необходимо заякорить трос на дерево, второй конец закрепить на приемное гнездо на раме, к навесам бампера или на специальное приспособление внутри машины. Пультом управления запускаете лебедку и чуть подтягиваете автомобиль, затем подкладываете спереди под колеса твердые предметы, затем снова включаете лебедку. Если лебедки нет, ее можно собрать из подручных средств. Крепите один конец троса к машине, другой к дереву или вбитому в землю лому. Вставляете монтировку в петлю троса на дереве и постепенно наматываете трос на дерево. С помощью такого рычага можно вытянуть машину.

В заключении следует отметить, что вытащить машину из грязи, песка или снега сложно, но можно, если у вас есть опыт, владение некоторыми приемами, некоторые инструменты в багажнике и подручные материалы. Главное не спешить и правильно выполнять инструкции выше.

На трех колесах далеко не уедешь

Если все вышеупомянутые нами автозапчасти могут иногда и понадобиться, в той или иной степени, то вот «запаской» (запасным колесом) должна быть укомплектована каждая из машин. И уж тем более нельзя обойтись без запасного колеса при езде по бездорожью. Ведь вероятность прокола шины на проселочной дороге повышается, чем на асфальтобетонном покрытии. Можно себе только представить с какими неприятностями может столкнутся непредусмотрительный водитель, если с ним в дороге произойдет подобное ЧП. До ближайшего населенного пункта будут десятки километров, а запасного колеса у него нет. Остается только ждать встречный или попутный автотранспорт. Но и он может не спасти, так как его владелец просто не сможет взять на буксир машину с проколотым колесом.

Правда в некоторых случаях можно обойтись и обычным герметиком. С его помощью нетрудно будет быстро и эффективно «залатать» бескамерную шину. Пригодится в дороге и аэрозоль, которой можно заклеить места проколов шин. Но все это подручные средства, которые могут выручить водителя лишь при определенных обстоятельствах. А вот само запасное колесо обязательно спасет автолюбителя при любом раскладе.

Как не бояться грязи

На скользкой дороге руль может отказать на повороте. Чтобы избежать этого, нужно начинать поворот раньше, снижая скорость. Автомобиль будет поворачивать через 8─10 метров. Если вы видите лужу с грязью, не переживайте и продолжайте путь вперёд. В таких местах обычно твёрдое дно. Лучшим решением будет найти палку и опробовать ей глубину, затем медленно въехать передними колесами. Если вы замечаете, что машину затягивает, давайте задний ход.

Наилучший вариант — пройти грязь, разогнавшись. Перед лужей перейдите на вторую передачу. У машины будет инерция, и грязь останется позади.

Если машина забуксовала, значит, либо застряли передние колеса, либо ваше авто «село». Можно попытаться отъехать назад по своим следам. В случае неудачи не давите на газ, это приведёт к тому, что зароетесь ещё сильнее. Если колёса уже в грязи, подумайте, что можно под них подложить. Пригодится лопата: начните откапывать колёса, привод и рычаги. Можно сделать колею в 40–50 см для каждого колеса и посыпать её песком или сухими ветками. После этого начинайте движение, не допуская никаких рывков до того момента, пока вы не почувствуете под колесами твердую почву.

Езда по бездорожью

Вам повезло, если застряли только колёса. Гораздо тяжелее ситуация, когда машина «брюхом» в грязи. Вам поможет домкрат и широкая доска, в которую он упрётся.

Грязь остаётся врагом автомобиля и после того, как вы уедете. Она останется в вашей машине, забьется в тормоза, узлы, сапуны. Как можно скорее вымойте вашу машину. Не допускайте неисправностей.

В Шатурский район Подмосковья к Николо-Пустопольскому погосту

Заброшенная церковь Рождества Богородицы на Николо-Пустопольском погосте в глубине шатурских лесов давно притягивает джиперов. Зимой и в межсезонье сюда добираются только на внедорожниках, но летом можно на кроссовере и даже на легковушке с высоким клиренсом. До начала 50-х годов прошлого века вокруг полуразрушенной, но сохранившей величие церкви располагалось около десятка деревень Николо-Пустопольского и Илкодинского приходов, но когда власти решили устроить в этих местах военный полигон, людей насильно выселили с насиженных мест. Полигон так и не построили, но местность опустела. 

Чтобы попасть к церкви, нужно проехать по асфальту около 150 км от Москвы до деревни Северная Грива, расположенной недалеко от Шатуры, а от нее пробираться к церкви по просекам среди сосновых лесов около 9 км. Возле церкви или просто в лесу можно заночевать — места красивые, а по просекам попробовать добраться до одной из ближайших речек. 

Не бойтесь перевернуться и повредить автомобиль

Некоторые водители думают, что один из самых ярких признаков, что автомобиль часто ездит по бездорожью это различные повреждения на кузове. Но это не так. На самом деле, если вы видите внедорожник со многими повреждениями от поездок по бездорожью, это говорит о том, что его владелец не умеет эксплуатировать машину на плохой дороге.

Именно из-за неправильного понимания многие владельцы внедорожников не хотят использовать свои проходимые машины на бездорожье, считая, что если выехать на плохую дорогу, то даже опытный водитель повредит машину.

Это одно из самых основных заблуждений, которое и отпугивает многих водителей от поездок по бездорожью.

Но на самом деле, если вы будете подходить к поездке со здравым смыслом и не будете торопиться, то маловероятно, что вы повредите свой автомобиль.

Если вы нервничаете, выезжая на бездорожье, и боитесь на каком-то участке дороге ошибиться и повредить автомобиль, помните что вас никто не заставляет проезжать участки, где вы не уверенны, что проедете. Если в процессе передвижения вы столкнетесь с участком, который для вас сложен, и вы не уверенны, можете просто развернуться и не рисковать.

Кроме того, советуем вам не выезжать на бездорожье в одиночку. Отправляясь в поездку, возьмите с собой единомышленников или друзей, которые помогут вам проехать сложные участки дороги без повреждений.

Например, если вы на каком-то участке дороге опасаетесь, что вашему автомобилю не достаточно клиренса для беспрепятственного прохождения бездорожья, то вам может кто-нибудь подсказать снаружи, как нужно проехать опасный участок дороги. И если вашей машине угрожает опасность повреждения, вас заранее предупредят.

И помните, что опасаясь повредить автомобиль, вы лишаете себя острых ощущений, которые могут дарить внедорожники. Ведь автомобиль можно повредить не только когда он движется. Перестаньте бояться бездорожья. Пора начать использовать свой внедорожник на полную.

Внедорожники крепко вошли в нашу обыденную жизнь. В современном мире многие имеют несколько машин, одной из которых непременно является внедорожник. Одни используют свои джипы исключительно для передвижения по городу, а другие участвуют в гонках на внедорожниках по грязи. » src=»https://moj-vnedorozhnik.ru/sites/all/modules/wysiwyg/plugins/break/images/spacer.gif» title=» » /> » src=»https://moj-vnedorozhnik.ru/sites/all/modules/wysiwyg/plugins/break/images/spacer.gif» title=» » />

С одной стороны автомобиль-внедорожник игрушка не из дешевых, чтобы убивать его на бездорожье, а с другой — грех не попробовать свои силы в гонке на внедорожниках. Для того, чтобы принять участие в соревнованиях стандартного джипа может быть мало. То есть, выступать можно и в стоковом варианте, но надеяться на то, что вы займете достойное место, не стоит. Гонки по бездорожью на внедорожниках подразумевают серьезную доработку автомобиля. Если бюджет не позволяет сразу сделать все навороты, то можно делать все постепенно. Самое первое и главное, что вам понадобиться в улучшении вашего внедорожника — это, несомненно, правильные шины и лебедка. Дальше можно ставить блокировки, увеличивать клиренс, ставить шноркель, тюнинговать двигатель и подвеску.

Брать с собой цепи и лопату

Купите металлические цепи противоскольжения для колес — они продаются в автомагазинах и на авторынках. Цепи значительно повышают проходимость любого автомобиля, не занимают много места, стоят недорого. Если вы не ездите по плохим дорогам часто, вам этого хватит.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов и не терять время в дороге, цепи, как и любое новое оборудование, нужно опробовать заранее. Наденьте цепь хотя бы на одно колесо, чтобы понять, как она крепится, как работают замки. И не забывайте, что цепи не панацея! Они помогут в грязи, в снегу, везде, где протектору ваших шин не за что зацепиться, но если вы посадите автомобиль на днище — выручит только лопата, и то не всегда.

Водные преграды

Водные преграды преодолевают вброд на низшей передаче, избегая поворотов, остановок и переключения передач. Если автомобиль имеет централизованную регулировку давления воздуха в шинах, то давление в них перед преодолением водной преграды снижают, сообразуясь с состоянием грунта дна, мест входа и выхода из воды. В необходимых случаях допускается кратковременное снижение давления и в обычных шинах, но не больше чем на 25%.

Преодолению брода предшествует подготовка автомобиля, которая сводится к ослаблению натяжения ремня вентилятора и охлаждению выпускного трубопровода, а также принятию мер к герметизации сцепления и других механизмов автомобилей, специально приспособленных к преодолению глубоких бродов (Урал-375 и др.).

Натяжение ремня вентилятора ослабляют для предотвращения забрызгивания водой приборов электрооборудования, особенно приборов системы зажигания, что может привести к остановке двигателя

С этой же целью входить в воду нужно осторожно, чтобы не поднять волну, которая может захлестнуть, распределить искровые зажигательные свечи и даже попасть в воздушный фильтр, что неизбежно приведет к перебоям в работе двигателя или к его остановке

Перед входом в воду необходимо в течение 5—7 мин дать поработать двигателю на малых оборотах холостого хода, за это время температура выпускного трубопровода настолько понизится, что попадание брызг на трубопровод или погружение его в воду не вызовет появления трещин (чугун, из которого отливаются трубопроводы, подвержен растрескиванию при резком изменении температуры).

При движении вброд необходимо все время следить за работой двигателя, не допуская его остановки. В случае если двигатель заглох, надо немедленно принять меры к его запуску, пока вода не успела попасть через глушитель, выпускной трубопровод и выпускные клапаны в цилиндры двигателя.

В момент выхода на берег следует плавно увеличить обороты коленчатого вала. Выехав на берег, надо остановиться в удобном месте, натянуть вентиляторный ремень, внимательно осмотреть двигатель и удалить с него воду тряпкой или ветошью. Надо также проверить, не попала ли вода в агрегаты силовой передачи. В случае необходимости сливают смазку и, отделив от нее воду, вновь заправляют в картеры агрегатов.

На первых 0,5—1,0 км пути движения необходимо просушить фрикционные накладки тормозов, для чего рекомендуется периодически притормаживать на ходу.

Если нет подготовленной переправы, следует тщательно разведать брод и оборудовать его. При этом определяют глубину, состояние дна и направление течения воды. Направление движения через брод выбирают под углом в сторону течения, на участках с низкими пологими берегами и ровным (без ям) дном, грунт которого должен быть достаточно твердым, чтобы автомобиль не забуксовал и не застрял на переправе.

При глубине брода выше допустимого автомобиль специально подготавливают для преодоления водной преграды.

Вождение автомобиля по снегу сильно затрудняется из-за недостаточного сцепления колес со снежным покровом и большого сопротивления движению, особенно если имеется наст.

Характер снежной целины различен: снег может быть сухим и мокрым, свежим и лежалым, порошистым и крупчатым. Очень затрудняет движение автомобиля сухой и крупчатый с настом снег, который плохо укатывается колесами. Для уверенного движения по снегу давление воздуха в шинах снижают до 0,7—1,0 кг/см2; у автомобилей, не имеющих системы регулирования давления в шинах, на колеса надевают цепи противоскольжения.

Как ездить по грунтовой дороге

Основное отличие грунтовой дороги от асфальтированной — это неровное покрытие. Водитель должен быть готов к большому количеству ухабов, ям, кочек. И, соответственно, ему стоит быть подготовленным и к последствиям подобных препятствий: машина может резко уйти в сторону при наезде на кочку, например.

На грунтовой дороге старайтесь внимательно следить за тем, что ждет вас впереди, по-возможности объезжать препятствия. Не советуем вам ехать по таким дорогам при плохой видимости и на большой скорости. Держать руль одной рукой на такой дороге тоже не стоит, вы должны полностью контролировать машину.

Если по дороге часто ездят машины, то, ввиду особенностей покрытия, на дороге формируется колея. У движения по колее есть свои особенности, о которых мы вам расскажем.

  • Характерная особенность движения по колее — боковые толчки, на низкой скорости они создают дискомфорт для водителя и пассажиров. А на высокой скорости есть риск перевернуть авто.
  • Актуальна также проблема выезда из глубокой колеи: автомобиль просто возвращается обратно. В этой ситуации нужно «раскачать» машину маятниковыми движениями руля, резко повернуть руль в сторону выезда и добавить газ. Выезд из колеи лучше всего совершать под углом 45-60 градусов.
  • Объезжайте крупные камни, которые часто встречаются на грунтовых дорогах. Если нет возможности объехать, то лучше выйти из машины и проверить, сможет ли он безопасно пройти между колес. Иногда намного проще убрать камень с дороги, чем позже чинить тормозные шланги или поддон картера.