Электрический хаммер за час раскупили на год вперед

Вехи истории

В 1979 году Министерство обороны США объявило конкурс на создание многоцелевого транспортного средства с высокой степенью подвижности — High Mobility Multy-Purpose Wheeled Vehicle, или сокращённо HMMWV, что и дало название машине. Автомобиль этот должен был отвечать многим требованиям военных, среди которых можно отметить способность передвижения по пересечённой местности, возможность установки различного вооружения, от станкового пулемёта до реактивной установки, клиренс не менее 400 мм. А ещё боевая машина по требованию военных обязана была преодолевать вертикальную стенку высотой не менее 46 см, а брод глубиной до 76 см.

Получить госзаказ от армии было выгодно всегда и во всех странах. Однако в конкурсе приняли участие только три компании: AM General, Chrysler Defense и Teledyne. Изначально условия у компаний были неравные. Вторая имела кое-какие наработки, третья к тому моменту уже создала готовый прототип Cheetah, который позже стал известен как Lamborghini LM002. Только AM General приступила к работе с чистого листа.

1 / 15


1980 год — HMMWV XM966


1981 год — HMMWV XM998 Prototype I


1981 год — HMMWV XM998 Prototype II


1982 год — HMMWV XM998 Prototype III


1984 год — HMMWV M998


1984 год — HMMWV M1025


1984 год — HMMWV M1037 Shelter Carrier


1989 год — HMMWV M1097 Base Model


1989 год — HMMWV M1097A2 Prime Mover


1995 год — HMMWV M1097A2 Special Force


1996 год — HMMWV M1097 AMRAAM


2007 год — HMMWV M1114


2007 год —HMMWV M1152


2010 год — BAE HMMWV M1151 VEE «Fragmentation Kit 7»


2011 год — HMMWV HAMMR

1 / 15

Первый прототип, носящий индекс XM966, AM General вывела на испытания в пустыне Невада, на полигоне Nevada Automotive Test Center, в июле 1980 года. Через два года, в апреле 1982-го, было изготовлено 5 машин для финальных испытаний. Автомобили поступили в полное распоряжение армии США на пять месяцев. После доводочных испытаний 22 марта 1983 года с AM General был заключён контракт, предусматривающий производство 55 тысяч машин в течение пяти лет. Серийное производство началось в январе 1985-го на заводе компании AM General в штате Индиана.

После окончания войны в Персидском заливе HMMWV стал известен широкой публике. В компанию посыпались заказы от гражданских лиц. В 1992 году AM General начала производить гражданскую версию, которая получила название HUMMER.

А в 1999-м AM General продаёт права на марку HUMMER концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд HUMMER, право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранила право на продажу военных модификаций. В декабре 2014 года армия США официально объявила о замене всех HMMWV на новые транспортные средства следующего поколения, а производство «хамви» должно быть прекращено в 2015 году.

Технические характеристики

Автомобиль
Марка, модель HMMWV, M1151A1
Производство США
Год выпуска 2009
Кузов рамный
Тип внедорожник
Количество дверей 4
Количество мест 4
Двигатель
Модель GM Detroit Diesel V8
Тип дизельный V-образный с турбонаддувом
Расположение спереди продольно
Система питания ТНВД
Число цилиндров/клапанов 8/16
Рабочий объём, см куб. 6 450
Максимальная мощность, л. с. (кВт)/об/мин 180 (132)/3 400
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 515/1 700
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 113
Трансмиссия
Привод постоянный полный привод
Коробка передач автоматическая 4-ступенчатая
Подвеска
Передняя независимая пружинная двухрычажная
Задняя независимая пружинная двухрычажная
Тормоза
Передние дисковые вентилируемые
Задние дисковые вентилируемые
Размеры и вес
Клиренс, мм 406
Длина/ширина/высота, мм 4 570/2 160/1 830
Колёсная база, мм 3 300
Шины 37х12.5 R16.5
Снаряжённая масса, кг 2 400
Полная масса, кг 3 500
Расход топлива
Смешанный цикл, л/100 км 18
Объём топливного бака, л 95

История марки

Марка зародилась в результате конверсии американского армейского вездехода HMMWV M998 (High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle), сокращённо «Ха́мви» (англ. HUMVEE).

HUMMER H1

В мае 1992 год на вооружение армии США принята модернизированная версия М-1097. В этой модификации на основе опыта в боевых условиях усилены подвеска, силовая передача, броневая защита. Грузоподъёмность увеличена до 1966 кг. В 1992 году началось производство гражданской модели «Хамви», которая и получила название Hummer H1. Производством гражданской модели занялась североамериканская компания General Motors. Гражданская версия вездехода отличалась от военного всего несколькими изменениями.

Летом 2008 года в связи с ухудшающимся финансовым положением General Motors и сильным падением спроса на продукцию Hummer корпорация приняла решение о продаже марки. Почти год велись переговоры с потенциальными покупателями из Китая, Индии, России и других стран. В итоге выбор был остановлен на китайской компании Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co, с которой 2 июня 2009 года (через день после объявления о банкротстве GM) был подписан Меморандум о взаимопонимании — предварительное соглашение о продаже бренда.

24 февраля 2010 года GM заявила о начале процедуры ликвидации подразделения Hummer по причине срыва сделки со стороны китайских регулирующих государственных органов. 26 мая 2010 года С конвейера завода General Motors в американском Шривпорте (штат Луизиана) сошёл последний внедорожник марки Hummer. После прекращения производства автомобилей Hummer предприятие продолжит выпуск Chevrolet Colorado и GMC Canyon.

Hummer H2 2008

Разведчики и машины разминирования

На базе шасси М1114 была создана модификация «Хаммера» для автономного двухнедельного трафика, с экипажем из четырех человек и повышенным уровнем баллистической защиты. Бронированный корпус отражает атаку 7-миллиметровых пуль из автоматического оружия, снарядов воздушного подрыва, а также взрывного действия противотанковых мин. Машина выкрашена в песочный камуфляж для маскировки и позволяет вести разведывательное наблюдение за объектами на расстоянии 800 метров.

Модификация М1115 предназначена для операций по разминированию территорий, зданий, ангаров, складов и подземных сооружений. В машине сосредоточено все необходимое оборудование для поиска мин и фугасных снарядов, а также комплект устройств, обеспечивающих подрыв и обезвреживание найденных боеприпасов. В оснащение спецмашины входят комплекты одежды для саперов, занятых на подрывных операциях.

«Хаммер М1116» — бронированная машина десанта, предназначенная для высадки с транспортного воздушного судна на парашютах вместе с экипажем из четырех человек.

Управление

Управлять «Комбатом» (проект Т-98) можно с правами категории «В». Первому конструктору указанной серии, Д. Парфенову, удалось непостижимым образом удержать вес вездехода на уровне 3,5 тонны. Это на тысячу килограмм меньше, чем у гражданской версии американского Н1. Среди тяговых особенностей отечественной версии отмечают дизельный мотор «Дурамакс» объемом 6,6 литра с возможностью разгона до ста километров за девять секунд. Этот показатель – довольно неплохой для броневика, который априори не ориентирован на кольцевые скоростные гонки. Большинство подобных машин водят владельцы самостоятельно, причем львиная доля популярности приходится на легкобронированные версии.

Сотрудничество с McDonald’s

Раздел сайта McDonald’s со внедорожниками Hummer, 2006 г

Внедорожники Hummer часто оказываются под критикой природоохранных организаций из-за своей неэкологичности и огромного потребления топлива. Компания General Motors в мае-июне 2006 года даже была вынуждена снять с производства модель H1 — наиболее прожорливого представителя семейства. В августе скандал разгорелся с новой силой.

Защитники окружающей среды в Штатах потрясены. Да что там потрясены, они просто в шоке. Причина? Маленький игрушечный джип в детском наборе Happy Meal от McDonald’s.

В 2005 году корпорация McDonald’s завершила сотрудничество со студией Диснея, и ей срочно требовалась замена. Начало сотрудничества с Hummer аналитики объяснили так:

Они оказались в затруднительном положении и, конечно, игрушечный джип должен стать популярным среди детей

McDonald’s начала комплектовать свои наборы Happy Meal игрушечными джипами, а также открыла раздел на своём сайте, посвящённый этой программе. При этом и сама компания Hummer стала предлагать детям виртуально раскрасить свои машины, что многие посчитали явным перекрёстным продвижением..

В строю

HMMWV заменил не только внедорожники М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). В роли силового агрегата выступал 6,2L Detroit Diesel, и 6.5L Detroit Diesel, а позднее появилась его версия с турбонаддувом.

После начала войны в Персидском заливе многие состоятельные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Машина, застрявшая в песках Афганистана. Потяжелевшая из-за дополнительного бронирования, машина Хамви, несмотря на повышенную проходимость, всё же не является идеальным вездеходом, что видно на этой иллюстрации.

Несмотря на значительные преимущества Хамви перед джипами раннего поколения, машина не идеальна в качестве бронеавтомобиля или бронетранспортера, особенно в регионах с интенсивным вооружённым сопротивлением американскому военному присутствию в форме диверсионных действий и засад с размещением взрывных устройств на маршрутах движения конвоев, поэтому с момента постановки её на вооружение, параллельно с работами по модернизации и продлению срока эксплуатации автопарка Хамви, усилению защиты экипажа к поражающим факторам взрыва придорожного фугаса или мины, заложенной в дорожное полотно, предпринимались неоднократные попытки замены её на другие образцы колёсной техники общего и специального назначения (проекты COMBATT, AHED, и др.), которые в итоге не дошли до стадии серийного производства. Наконец, Корпус морской пехоты США в 2007 году заявил о намерении заменить её «миноустойчивой» машиной MRAP. В 2015 году компания Oshkosh Corporation выиграла тендер на поставки в армию США своих машин L-ATV, которыми планируется заменить Humvee.

В строю

HMMWV заменил не только внедорожники М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). В роли силового агрегата выступал 6,2L Detroit Diesel, и 6.5L Detroit Diesel, а позднее появилась его версия с турбонаддувом.

После начала войны в Персидском заливе многие состоятельные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Машина, застрявшая в песках Афганистана. Потяжелевшая из-за дополнительного бронирования, машина Хамви, несмотря на повышенную проходимость, всё же не является идеальным вездеходом, что видно на этой иллюстрации.

Несмотря на значительные преимущества Хамви перед джипами раннего поколения, машина не идеальна в качестве бронеавтомобиля или бронетранспортера, особенно в регионах с интенсивным вооружённым сопротивлением американскому военному присутствию в форме диверсионных действий и засад с размещением взрывных устройств на маршрутах движения конвоев, поэтому с момента постановки её на вооружение, параллельно с работами по модернизации и продлению срока эксплуатации автопарка Хамви, усилению защиты экипажа к поражающим факторам взрыва придорожного фугаса или мины, заложенной в дорожное полотно, предпринимались неоднократные попытки замены её на другие образцы колёсной техники общего и специального назначения (проекты COMBATT, AHED, и др.), которые в итоге не дошли до стадии серийного производства. Наконец, Корпус морской пехоты США в 2007 году заявил о намерении заменить её «миноустойчивой» машиной MRAP. В 2015 году компания Oshkosh Corporation выиграла тендер на поставки в армию США своих машин L-ATV, которыми планируется заменить Humvee.

Способы переделки

Благодаря особенностям конструкции и отличным внедорожным параметрам ГАЗ-66 относится к наиболее интересным вариантам создания разных модификаций вездеходов. Еще один интересный фактор – обустройство внедорожника по своему усмотрению. Некоторые пользователи делают акцент на преобразовании металла, создавая единственную в своем роде и неповторимую модель автомобиля. Русский «Хаммер» на базе ГАЗ-66 представляет широкое поле деятельности для народных умельцев.

Не забывают конструкторы и об экстерьере, а также нюансах обустройства известных конкурентов, например, Hummer H1. Цена на оригинал для простых потребителей является неподъемной, в отличие от переделанного вездехода на базе отечественного грузовика. Рассмотрим варианты трансформации указанного авто.

Преимущества

У русского «Хаммера» на базе ГАЗ-66 выделяют несколько основных достоинств, а именно:

  • неприхотливость в обслуживании и эксплуатации;
  • надежность конструкции;
  • достойный показатель проходимости;
  • возможность использования по различному бездорожью.

Кроме того, рассматриваемый автомобиль оснащается самоблокирующимся дифференциалом на заднем мосту. Увеличенный дорожный просвет позволяет беспрепятственно преодолевать сложные участки трасс, невзирая на условия окружающей среды. Также к преимуществам «Хаммера» русской армии относят хорошую ремонтопригодность и доступность запасных частей.

Вездеход «Комбат»: описание

У русского «Хаммера» с экономичным двигателем (насколько это возможно) под наименованием «Комбат» отличительной чертой является массивный бампер спереди с явным намеком на таранный потенциал. Конструкция ветрового стекла состоит из трех отсеков, что позволяет снизить поражаемую поверхность. Передняя оптика посажена глубоко, что дополнительно свидетельствует о надежности брони кузовных панелей из высоколегированной качественной стали.

Левая пассажирская дверь отсутствует также в целях безопасности, нивелируя доступ посторонних лиц к охраняемому объекту. Несмотря на солидную массу, конструкция весом под 200 килограмм открывается довольно легко. Внутри бронированной капсулы сразу отмечают гнетущую тишину.

Модификации

За 35 лет производства «Хаммера» было создано свыше тридцати различных модификаций вездехода. В списке основные варианты, выпускаемые серийно и действующие в армейских соединениях по своему прямому назначению:

  • IMETS — передвижная метеорологическая служба;
  • Ground Mobility Vehicle — мобильная машина связи;
  • Lazer System — артиллерийская лазерная система нейтрализации противника;
  • М1109 — модель повышенной защищенности с легким стрелковым вооружением;
  • М1097 — тяжелый HMMWV «Мститель»;
  • М1069 — тягач легкий артиллерийский, для пушек калибром 100 мм;
  • М1046 — машина повышенной защищенности с комплексом TOW противотанкового действия;
  • М1045 — транспортер повышенной защищенности, с комплексом TOW и лебедкой;
  • М1044 — машина, оснащенная вооружением и лебедкой;
  • М1042 — транспортер для перевозки оборудования S250, с лебедкой;
  • М1038 — грузовой вариант с лебедкой;
  • М1036 — бронированная машина с лебедкой и комплексом TOW;
  • М1035 — санитарная машина с мягким тентом и четырехдверной кабиной;
  • М997 — санитарный транспортер с 4-местной кабиной, бронированный;
  • М996 — санитарная машина с двухместной кабиной, бронированная;
  • М966 — HMMWV, бронированный, с противотанковым комплексом TOW;
  • М56 — машина дымовая «Койот».

В строю

HMMWV заменил не только внедорожники М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). В роли силового агрегата выступал 6,2L Detroit Diesel, и 6.5L Detroit Diesel, а позднее появилась его версия с турбонаддувом.

После начала войны в Персидском заливе многие состоятельные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. В 1999 году AM General продаёт права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Несмотря на значительные преимущества Хамви перед джипами раннего поколения, машина не идеальна в качестве бронеавтомобиля или бронетранспортёра, особенно в регионах с интенсивным вооружённым сопротивлением американскому военному присутствию в форме диверсионных действий и засад с размещением взрывных устройств на маршрутах движения конвоев, поэтому с момента постановки её на вооружение, параллельно с работами по модернизации и продлению срока эксплуатации автопарка Хамви, усилению защиты экипажа к поражающим факторам взрыва придорожного фугаса или мины, заложенной в дорожное полотно, предпринимались неоднократные попытки замены её на другие образцы колёсной техники общего и специального назначения (проекты COMBATT, AHED, FTTS и др.), которые в итоге не дошли до стадии серийного производства. Наконец, Корпус морской пехоты США в 2007 году заявил о намерении заменить её «миноустойчивой» машиной MRAP. В 2015 году компания Oshkosh Corporation выиграла тендер на поставки в армию США своих машин L-ATV, которыми планируется заменить Humvee.

Боевое применение

Изначально военный «Хаммер Н1» воспринимался не как боевой автомобиль, а как средство доставки пехоты к фронтовой линии. Основная версия HMMWV, как и предшествующие аналоги, не обладала никакой защитой от биологического, ядерного или химического оружия, как и бронёй. Несмотря на это, в стандартных операциях наподобие «Бури в пустыне» потери были минимальными. Значительным ущербом сопровождались городские стычки в боях за Могадишо. Большая часть экипажей оставалась целой и невредимой благодаря живучести шасси военных «Хаммеров», несмотря на полное отсутствие защиты от стрелкового оружия. Поскольку такие автомобили не были рассчитаны на уличные бои, то именно в таких стычках они и стали получать наибольший урон.

После военных действий в Сомали возникла острая необходимость в более защищённом автомобиле. Концерн AM General выпустил бронированную модель военного «Хаммера» М1114. В 1996 году было запущено штучное производство данных автомобилей, поскольку они начали ограниченно эксплуатироваться на Балканах перед отправкой на Ближний Восток. Модель М1114 была улучшена до М998: её оснастили мощным двигателем с турбонаддувом, усиленной подвеской и системой кондиционирования воздуха. Стальные пластины и пуленепробиваемые стёкла, использованные в конструкции, сделали пассажирское пространство салона полностью бронированным. AM General сосредоточила свои производственные мощности на производстве именно этих автомобилей в связи с увеличением прямых атак и началом партизанской войны в Ираке.

Описание


Подкапотное пространство HMMWV (Чешская армия в Афганистане).

Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors Detroit Diesel V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение — M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л., мощностью 160 л. с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л. с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80e имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.


HMMWV оснащён планетарными колёсными редукторами и дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах

В строю

HMMWV заменил не только внедорожники М151, но и целый ряд грузовиков (М274, М561, М880). В роли силового агрегата выступал 6,2L Detroit Diesel, и 6.5L Detroit Diesel, а позднее появилась его версия с турбонаддувом.

После начала войны в Персидском заливе многие состоятельные люди выразили желание приобрести себе такую «игрушку», и AM General в 1992 году объявила о выходе на рынок гражданской версии Humvee. В 1999 году AM General продает права на марку Hummer концерну General Motors. Было заключено соглашение, согласно которому GM получил права на бренд Hummer и право сбыта и распространения гражданского варианта внедорожника, a AM General сохранил право на продажу военных модификаций.

Машина, застрявшая в песках Афганистана. Потяжелевшая из-за дополнительного бронирования, машина Хамви, несмотря на повышенную проходимость, всё же не является идеальным вездеходом, что видно на этой иллюстрации.

Несмотря на значительные преимущества Хамви перед джипами раннего поколения, машина не идеальна в качестве бронеавтомобиля или бронетранспортера, особенно в регионах с интенсивным вооружённым сопротивлением американскому военному присутствию в форме диверсионных действий и засад с размещением взрывных устройств на маршрутах движения конвоев, поэтому с момента постановки её на вооружение, параллельно с работами по модернизации и продлению срока эксплуатации автопарка Хамви, усилению защиты экипажа к поражающим факторам взрыва придорожного фугаса или мины, заложенной в дорожное полотно, предпринимались неоднократные попытки замены её на другие образцы колёсной техники общего и специального назначения (проекты COMBATT, AHED, и др.), которые в итоге не дошли до стадии серийного производства. Наконец, Корпус морской пехоты США в 2007 году заявил о намерении заменить её «миноустойчивой» машиной MRAP. В 2015 году компания Oshkosh Corporation выиграла тендер на поставки в армию США своих машин L-ATV, которыми планируется заменить Humvee.

Описание


Подкапотное пространство HMMWV (Чешская армия в Афганистане).

Первым базовым автомобилем был вариант M-998 с дизельным двигателем General Motors Detroit Diesel V8 рабочим объёмом 6,2 л. Второе поколение — M-998M2, в котором базовым является шасси M-1097A2 с полностью алюминиевой кабиной (двух или четырёхместной) и открытой платформой. На лонжеронной раме установлен дизельный двигатель V8 GM 6.2L (рабочим объёмом 6,2 л., мощностью 160 л. с., позже ставился V8 GM 6.5L мощностью до 195 л. с.) и автоматическая четырёхдиапазонная коробка передач с двухступенчатой раздаточной коробкой. Модель коробки 4L80e имеет промежуточные передачи для снижения нагрузки, которая устанавливалась и устанавливается до сих пор на легкие грузовики Chevrolet Suburban 2500 и отличается своей несравнимой надёжностью и проверенной износостойкостью в боевых условиях. Автомобиль оснащён межколёсными дифференциалами Torsen повышенного трения, планетарными колёсными редукторами, централизованной вентиляцией всех агрегатов, независимой пружинной подвеской, дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах (расположены рядом с картером дифференциала), гидроусилителем руля, радиальными шинами размером 12,5R16,5. По заказу комплектуется лебёдкой, системой подкачки шин.


HMMWV оснащён планетарными колёсными редукторами и дисковыми вентилируемыми тормозами на всех колёсах

Русский «Хаммер Тигр»

Указанный внедорожник известен на мировом рынке под маркой Tiger HMTV. Он изготовлен отечественными инженерами по заказу партнеров из ОАЭ, был презентован на военной выставке в 2001 году (в Абу-Даби). В то время выбор сделали в пользу американского оригинала, однако российские производители тоже остались в плюсе. Они получили практически готовый к серийному выпуску джип, а арабы вскоре усовершенствовали «Тигр», назвали его Nimr.

Массовый выпуск русских «Хаммеров» указанной конфигурации наладили на машиностроительном комбинате в Арзамасе. На ГАЗе практикуется производство гражданской модификации.