Оглавление
- Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5
- Какой документ изменил правила ОСАГО
- Изменение ОСАГО № 7. Основания для регрессивного иска
- «Хорошие водители не будут платить за плохих»?
- Законодательная база
- Будущим автовладельцам
- Старые условия
- Нововведения
- ОСАГО онлайн — обязанность страховщика с 1 января 2017 года
- Какая стоимость ОСАГО с 1 января 2017 года?
- Изменение ОСАГО № 4. Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками
- К кому страхованая компания может применить регрессные требования после возмещения убытков причиненных потерпевшему в случае ДТП?
- Планируемые изменения
- И другие поправки
- Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7
- Особенности второго этапа реформы по ОСАГО
- Нововведения
- Изменения в ОСАГО в 2020 году
Основания для регрессивного иска — изменение ОСАГО №5
Регрессивный риск – представляет собой обратное требование страховой к виновнику ДТП с целью взыскания с него суммы, которая была затрачена на восстановление поврежденного авто потерпевшей стороны и ранее ей выплаченной.
Согласно новым правкам, к основаниям для предъявления таких регрессивных рисков можно отнести такие ситуации:
- ДТП, которые произошли в случае умысла виновника;
- Виновник в момент совершения ДТП находился в состоянии алкогольного либо другого вида опьянения и это подтверждено документально;
- Участник ДТП, признанный виновником, не имел права управлять ТС;
- Водитель, признанный виновником аварии, не внесен в страховой полис собственника автомобиля;
- Виновник скрылся с места аварии;
- ДТП случилось во временной период, который не предусмотрен страховым полисом;
- В страховую не поступили документы о случившемся ДТП в установленный законом 5-дневный срок;
- Виновная сторона уже приступила к ремонту/утилизации ТС;
- В момент дорожного происшествия действие талона ТО (диагностической карты) закончилось;
- В момент заключения договора страхования в электронном виде, страхователь предоставил недостоверную информацию страховщику, что привело к безосновательному уменьшению суммы страхового возмещения.
Какой документ изменил правила ОСАГО
Последние изменения, которые начали вступать в силу еще с 2019 года, регламентируются указанием Центробанка N 5000-У от 4 декабря 2018 года. Формально закон об ОСАГО не менялся, изменились подзаконные акты, которые его обеспечивают.
Если свести суть изменений 2019-2020 года к нескольким главным принципам, то выглядят они так:
- скидка за безаварийную езду рассчитывается иначе;
- коэффициент зависимости цены полиса от возраста и стажа водителя стал более гибким;
- изменился коридор базового тарифа.
По поводу базового тарифа поясним. В свое время тариф был единым, и окончательная цена ОСАГО зависела только от примененных к этому тарифу коэффициентов
Какого страховщика выбирать — было вообще неважно. Затем Центробанк решил сделать рынок обязательного автострахования более конкурентным и ввел коридор тарифа — страховщики могут устанавливать свой собственный тариф в пределах этого коридора
Тем самым в разных компаниях цена полиса ОСАГО стала разной.
Однако статистика уже говорит о том, что для некоторых водителей стоимость полиса ОСАГО даже немного уменьшилась. Это произошло благодаря другим изменениям — в том числе корректировке коэффициента возраста и стажа.
Изменение ОСАГО № 7. Основания для регрессивного иска
Регрессивный иск – это официальная претензия страховой компании на виновника или виновников аварии, поданная в суд с целью получения полной страховой суммы, затраченной страховщиком на ремонт автомобиля.
Согласно новым законодательным поправкам основаниями для предъявления регрессивного иска выступают следующие обстоятельства:
- Состояние опьянения (алкогольного, наркотического и др.) виновного в момент совершения аварии, подтвержденное экспертизой.
- Отказ виновника автомобильного происшествия от медицинской экспертизы на состояние опьянения.
- Употребление в нарушение требований Правил дорожного движения после совершения автомобильного происшествия его виновником алкогольных напитков, а также наркотических или психотропных веществ.
- Нанесение вреда путём использования легковой машины с прицепом к ней в нарушение условий полиса ОСАГО (в полисе нет записи о возможности управления автомобиля с прицепом к нему).
Важно помнить о некоторых особенностях предъявления регрессного иска, полезных на практике. Новый закон не позволяет страховщику предъявить регрессивные претензии следующим участникам аварии:
Новый закон не позволяет страховщику предъявить регрессивные претензии следующим участникам аварии:
- Пешеходу, пострадавшему в ходе дорожного происшествия, путём получения ранения или увечья либо гибели с участием застрахованного автомобиля.
- Родственникам и наследникам пешехода, для которого автомобильная авария закончилась смертельным исходом.
Таким образом, в случае предъявления в суде требования со стороны страховщиков к указанным категориям граждан, такой иск будет отклонён.
«Хорошие водители не будут платить за плохих»?
Согласно проекту подлежит изменениям порядок начисления коэффициента Бонус-Малус, это показатель может как увеличивать, так и уменьшать стоимость полиса:
- Минимальное значения КБМ составит – 0,5. Это значит, что стоимость страховки при безаварийной езде может быть сокращена до 50%.
- Максимальное значение – 2,45. Данный коэффициент применяется, если у клиента было 3 и более страховых возмещений в период действия предыдущего ОСАГО.
Соответственно, чем дисциплинированное водитель, тем дешевле ему обходится полис. Помимо этого, по КБМ теперь составляется единая страховая история, в случаях, когда водитель (физическое лицо) вписан в несколько полисов, тогда выбирается наименьший показатель. Установленный согласно расчетам КБМ, будет применяться в течение одного года, раньше этот период ограничивался сроком действия автогражданки. Показатель является неизменным, в период до 12 месяцев и будет применяться для всех оформляемых договоров.
Сведения о количестве оформленных полисов и страховых выплатах хранятся в автоматизированной системе АИС ОСАГО. КБМ определяется на основании этих данных. Узнать свой коэффициент можно самостоятельно на сайте РСА.
Если в базе АИС ОСАГО отсутствуют сведения относительно владельца ТС (физическое лицо), то КБМ будет равен 1.
Также на стоимость значительно влияет КВС (коэффициент возраста и стажа). Молодым неопытным автомобилистам в возрасте от 16 до 21 года с отсутствием стажа вождения для расчета применяют максимальный показатель – 1,87. Минимальный КВС – 0,96 будет доступен лицам в возрастной категории – от 30 лет, при наличии стажа от 10 лет. Причем отсчет начинается от срока выдачи первого водительского удостоверения, независимо от того оформлялся ОСАГО на автомобилиста ранее или нет.
Согласно пока действующему регламенту расчета страховки в 2020 году стоимость полиса на разные авто колеблется, но для новичков и водителей, побывавших в ДТП отклонения в большую сторону, не превышают 10-20%.
Законодательная база
Основополагающим из них является Федеральный закон:
Номер | Описание |
Акт был издан 25 апреля 2003 года под номером 40-ФЗ | «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» |
Гражданский кодекс РФ:
Показатели | Описание |
Часть 2, глава 48, статьи — | в нем дано определение понятия – «страхования гражданской ответственности лиц, управляющих автотранспортом» и связанных с процедурой автострахования гражданских отношений |
Федеральный закон:
Показатели | Описание |
Акт издан 26 мая 2016 года под номером 146-ФЗ | «О внесении изменений в закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» и отдельные законодательные акты РФ» |
Акт издан 21 июля 2014 года под номером 223-ФЗ | «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты РФ» |
Нормативный акт:
Показатели | Описание |
На данный момент времени действует его последняя редактура от 16 февраля 2017 года | «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Он является одним из основных действующих законодательных протоколов |
Акт испущен 19 сентября 2014 года за номером 3384-У. | указание Банка России «О внесении предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» |
В заключение необходимо отметить, что оформленный в электронной варианте полис ОСАГО обладает законной силой наравне с полисом на бумажном носителе. Их стоимость одинакова, но электронный документ оформляется намного быстрее бумажного. Страхователю не обязательно посещать офис страховой компании, не выходя из дому, он может его купить. Он наделен правом подачи заявления на приобретение электронного документа в режиме онлайн.
Будущим автовладельцам
При покупке новой машины ознакомьтесь со списком авторизированных автосервисов, с которыми сотрудничает дилер. Затем в списке страховой компании найдите один из этих сервисов и заключайте договор на обслуживание в нем. При обращении в страховую компанию виновника ДТП также требуйте, чтобы ремонт был проведен в выбранном вами сервисе.
При покупке б/у автомобиля постарайтесь получить у владельца документы на все запчасти, которые были недавно заменены
Особенно осторожно следует подходить к приобретению дорогих б/у автомобилей. Страховка при аварии может не покрыть стоимость ремонта, и разницу придется оплачивать самому
Подумайте, сможете ли вы сделать это.
Старые условия
Ранее страховая компания возмещала убытки двумя способами. При первом деньги перечислялись автосервису, который проводил ремонт. Если страховая сумма не покрывала расходы, разницу автовладелец должен был покрывать из своего кармана. При желании можно было отказаться от ремонта и забрать наличные средства.
Проблема второго способа – высокий риск махинаций. Довольно часто недобросовестные водители с помощью таких же юристов получали незаконные компенсации. Для этого устраивали ДТП специально. Компенсации обычно хватало на ремонт с лихвой, остатки же можно было считать прибылью мошенников. Теперь же простор для маневров существенно сузился.
Нововведения
После 28 апреля страховая компания только оплачивает ремонт с учетом износа автомобиля, а не выдает деньги на руки. Это касается всех легковых автомобилей, зарегистрированных на территории РФ и принадлежащих гражданам страны.
Возмещение ущерба
В случае ДТП на место выезжает представитель страховой компании. Проводится экспертиза автомобиля, определяется ущерб. Затем выдается направление на ремонт. Кстати, все устанавливаемые во время ремонта детали должны быть только новыми. Расходы на запчасти определяются с учетом износа автомобиля. Если возмещения будет недостаточно, владельцу ТС придется доплачивать самому.
Ремонт
Направление на ремонт должно быть выдано не позже 20 дней с момента получения заявления о страховом случае. Если ремонт проводится в сервисе, не входящем в список компании, для выдачи направления отводится 1 месяц.
После поступления машины в автосервис все ремонтные работы должны закончиться в течение 30 дней. Сроки продлеваются только в отдельных случаях, если быстрее справиться невозможно. Автовладелец при этом должен быть не против продления ремонта. Если же работы не закончены в указанный срок, страховая компания обязуется выплатить неустойку.
На все кузовные работы предоставляется гарантия на 1 год. На остальной ремонт – 6 месяцев.
Выбор автосервиса
Каждый страховщик заключает договоры с определенными сервисами. Их может быть любое количество. Но автомобиль направляют в сервис, расположенный не дальше 50 км от места проживания автовладельца или места ДТП.
Но если компания готова оплатить транспортировку эвакуатором, то ТС могут отправить в любой сервис, даже если он находится в нескольких сотнях километров от места аварии. Обратная доставка в таком случае тоже осуществляется за счет компании.
Если автомобиль все еще находится на гарантии, компания должна выписать направление в авторизированный автосервис, занимающийся обслуживанием машин определенной марки. Если же в списке страховщика таковых нет, водитель имеет право потребовать денежную компенсацию. Или же можно согласиться на ремонт в другом месте, но это уже не обязательно.
Такое правило действует лишь для автомобилей, возраст которых не превышает 2 лет. По прошествии этого времени, даже если еще продолжает действовать гарантия, страховщик может выбрать для ремонта любой сервис из своего списка и отказать в денежной компенсации. Учитывая то, что гарантия дается на 3-5 лет, это нововведение довольно спорное. Скорее всего, в будущем здесь будут какие-то исправления.
Клиент страховой компании во время оформления полиса может самостоятельно указать тот автосервис, в котором желает ремонтировать свою машину. Подразумевается, что выбирать можно определенный вариант из списка компании. Но разрешается выбрать и другой сервис, если компания согласна на это. Такое согласие должно быть зафиксировано в письменном виде, иначе страховщик будет вправе давать направление в сервис по своему усмотрению.
Если по какой-либо причине ремонт не может быть осуществлен в выбранном сервисе, автовладельцу предоставляется денежная компенсация.
Некачественный ремонт
Если ремонт был выполнен неудовлетворительно или пропущены сроки работ, автовладелец может потребовать денежную компенсацию. В случае отказа необходимо обращаться в суд.
ОСАГО онлайн — обязанность страховщика с 1 января 2017 года
Страховщик — страховая компания, страхователь — водитель
Самое важное изменение — это обязанность всех страховых компаний, работающих с ОСАГО, заключать договора онлайн через Интернет. Такая возможность появилась с 1 июля 2015 года, а с 1 января 2017 года предоставление возможности заключение таких договоров является обязанностью страховщиков
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сервис для оформления электронного полиса должен быть размещен на официальном сайте компании.
Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, работа сервиса по заключению электронных договоров должна осуществляться беспрерывно.
1.1. Страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 настоящего Федерального закона…
Желающие получить страховой полис, оформленный онлайн, на бумажном бланке с 1 января 2017 могут это сделать обратившись в офис страховой компании с которой заключен договор. В этом случае банк выдается бесплатно.
Бланк может быть направлен по почте, при этом почтовые услуги оплачивает страхователь.
Какая стоимость ОСАГО с 1 января 2017 года?
В 2016 году Минфин выходил с инициативой введения нового повышающего коэффициента, который учитывает количество нарушений Правил дорожного движения. Стоимость ОСАГО для нарушителей могла увеличиться в два и в три раза с промежуточными значениями. Но данная инициатива по состоянию на 1 января 2017 была отклонена.
Возможно этот вопрос еще будет поднят в 2017 году. Глядя на такую поправку с оптимизмом не исключено, что этот коэффициент может стать в том числе и понижающим для водителей у которых нет нарушений ПДД.
Изменение ОСАГО № 4. Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками
Прямое урегулирование убытков – это когда после аварии потерпевший обращается только в компанию, продавшую ему полис (свою компанию). До принятия нововведений существовало жёсткое условие: в аварии пострадало только два автомобиля.
Новые поправки распространяют правила обращения только в свою компанию на случаи массовых аварий (три автомобиля и более). По мнению законодателей, предлагаемые нормы направлены на упрощение правил оформления аварийных убытков и ремонта автомобилей.
Однако не все экспертное сообщество разделяет данное мнение. Для организации восстановления автомобиля пострадавшего клиента его страховщику необходимо получить от страховой компании виновника аварии согласие денежного размера предстоящего ремонта.
А если виновников 2, 3 и более, сколько на это уйдёт времени? Об этом закон пока умалчивает.
К кому страхованая компания может применить регрессные требования после возмещения убытков причиненных потерпевшему в случае ДТП?
Вот список случаев в результате которых страховая компания после проведения восстановительного ремонта автомобиля в техническом центре, имеет законное право предъявить регрессное требование к виновнику или виновникам ДТП:
— вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного) или лицо не выполнило законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также лицо не выполнило требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому оно причастно
— вред причинен при использовании транспортного средства с прицепом, если в договоре обязательного страхования отсутствует информация о возможности управления транспортным средством с прицепом к нему, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Обращаем ваше внимание, что согласно новому законодательству в сфере обязательной гражданской ответственности при управлении транспортным средством, страховая компания не может предъявить регрессное требование в отношении возмещения вреда, причиненного транспортному средству, не может быть предъявлено к пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате дорожно-транспортного происшествия с участием указанного транспортного средства, а также к его родственникам и наследникам
Запрет на выплату представителем потерпевших водителей при аварии легковых автомобилей
Согласно новому законодательству об ОСАГО, представителю потерпевших водителей легковых автомобилей в большинстве случаев выплата компенсации за ущерб транспортного средства не выплачивается.
Эта мера стала необходима чтобы прекратить массовые иски юристов, которые вводя водителей в заблуждение, скупают требований по возмещению ущерба в результате аварий, и в последующем коллективно предъявляют судебные иски к страховым компаниям, чем самым причиняют страховым компаниям огромные убытки.
Вот новая статья, которая детально разъясняет право на получение компенсационных выплат:
3.1. Лицо, которое приобрело у потерпевшего право на получение компенсационной выплаты после наступления событий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не имеет право на получение компенсационной выплаты, за исключением страховщика, приобретшего в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение компенсационной выплаты, физического лица, приобретшего в порядке наследования право на получение компенсационной выплаты (наследник), которая потерпевшему не производилась, а также представителя потерпевшего, право которого на получение компенсационной выплаты подтверждено нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, удостоверенной администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором потерпевший находится на лечении. Наследник вправе воспользоваться правами умершего потерпевшего, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с момента выдачи наследнику соответствующего свидетельства о праве на наследство или иного документа, подтверждающего его право на наследство или право использования денежных средств наследодателя.
Теперь давайте подведем итог всех кардинальных изменений в новом законе «Об ОСАГО», который вступит в силу в 2017 году.
Так после вступления закона в силу практически все владельцы легковых транспортных средств, лишаться возможности требовать от страховых компаний возмещения денежной компенсации за ущерб причиненный в результате ДТП. В итоге те кто желает восстановить свой автомобиль, необходимо будет обращаться в технический центр для проведения ремонта по направлению страховой организации.
Кроме того согласно новому законодательству наконец-то во всей стране можно будет оформлять аварию без участия сотрудников Госавтоинспекции если размер ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Планируемые изменения
- Уже на лето текущего года запланировано довольно серьёзное изменение в законе об ОСАГО. Заключается оно в том, что приоритет будет отдан натуральному возмещению при страховом случае. То есть вместо денежных выплат останется лишь обязательный ремонт на СТО. Скорее всего, такая поправка будет действовать лишь для физических лиц. Тогда как возможность получить денежные выплаты сохранится для различных компаний и организаций. В любом случае подобное нововведение выгодно страховщикам и направлено против автоюристов.
- Планируют ввести и новые лимиты по европротоколу. То есть повысить выплаты вдвое – с текущих 50 до 100 тысяч рублей. Таким образом, нагрузка на ГИБДД снизится, ведь без участия инспекторов ДПС можно будет оформить большинство ДТП. Правда, РСА сомневается в подобном увеличении лимитов европротокола, ссылаясь на то, что это «развяжет руки» многим мошенникам.
- Потенциальные изменения касаются и способов урегулирования спорных ситуаций между автовладельцем и страховщиком при некачественном ремонте ТС. Предполагается определить временной период, в течение которого собственник должен будет сделать независимую экспертизу и обратиться в страховую с претензией и требованием о повторном ремонте. Скорее всего, на эти процедуры у страхователя будет не больше 35 дней.
- Нововведения в законе об ОСАГО могут затронуть и срок действия договора страхования. Нельзя исключать, что в скором времени появится возможность покупки полиса «автогражданки» сроком на 36 месяцев. Также правительство и РСА всерьёз задумались над вводом определённых тарифов ОСАГО (условные – эконом, стандарт и премиум), которые будут отличаться по размеру выплат.
- РСА также выступает за десятикратное увеличение размера штрафа, который положен при отсутствии полиса. Поэтому уже в этом году сумма такого денежного наказания может составить 8 тысяч рублей.
И другие поправки
Уже в июне 2020 года можно будет внести поправки в полис ОСАГО и получить его всего за 20 минут. Правда, это касается только тех случаев, когда страховщику не нужно доплачивать за перевыпуск полиса. В случае с доплатой сроки все те же – 2 дня.
Ранее страхователи проводили осмотр самостоятельно, если сам клиент этого не делал. Теперь СК обязаны уведомлять своих клиентов о проведении независимой экспертизы пострадавшего в ДТП автомобиля – не позднее чем за три дня до процедуры. Уведомление будет передано по электронной почте или «иным способом», подтверждающим, что вас информировали об экспертизе.
Сокращается и количество коэффициентов, влияющих на стоимость ОСАГО. Теперь не будет учитываться Кпр, который применялся при использовании прицепа, и КН, назначающийся за грубые нарушения условий страхования (предоставление ложных сведений, намеренное создание ситуации для страхового случая и т. д.).
Отдельной проблемой был коэффициент КН. Дело в том, что по правилам оформления Европротокола извещение о ДТП нужно отправить в страховую компанию в течение 5 дней. Однако часто клиенты либо не знали об этом, либо по каким-то причинам не успевали уведомить СК. В итоге страхователи пользовались этим и повышали стоимость полиса за счет нарушения договора по ОСАГО. Исключение этого коэффициента позволит избежать несправедливых наценок.
Поправки, касающиеся отправки полиса Е-ОСАГО в течение 20 минут, вступят в силу уже 24 июля, а остальные – 24 августа.
Возмещение ущерба с виновника ДТП — изменение ОСАГО №7
Максимальным принимается такой размер страховых выплат по ОСАГО:
- 400 000 руб. – для авто и прочего имущества;
- 500 000 руб. – для страхования здоровья и жизни.
Принятые нововведения не решают вопрос о полном возмещении ущерба с виновника произошедшего ДТП в случае, когда страховой суммы на восстановление поврежденного ТС оказывается не достаточно.
Расчет выплат производится страховщиками на основании единой методики Центробанка. При этом, оплата ремонта/замены запчастей осуществляется с учетом их износа. Как правило, выплаты по ОСАГО покрывали стоимость ремонта не на все 100%.
Согласно общим правилам с виновника ДТП можно взыскать ущерб, даже если у него имеется полис ОСАГО. К примеру, если владельцу авто ремонт ТС обошелся в 70 000 руб., а страховая выплатили всего 40 000 руб. (с учетом износа), то оставшиеся 30 000руб. можно взыскать с виновной стороны.
Однако, подобная арифметика имеет место лишь на бумаге, поскольку суды по факту отказывали автовладельцам в удовлетворении таких исков, ссылаясь на методики ЦБ, а Верховный Суд эту позицию поддерживал.
В начале 2017г. в Конституционный суд России обратились лица, потерпевшие в результате аварии. Они пытались восстановить свои права и взыскать со страховой компании возмещение по ОСАГО, а сумму ущерба – с виновной в ДТП стороны. До этого во всех инстанциях суды были ими проиграны, что не давало им права взыскать компенсацию с виновника аварии.
Конституционный суд принял решение о том, что методика ЦБ должна применяться исключительно для расчета выплат по ОСАГО, а разницу между суммой страховой выплаты и размером реального ущерба пострадавшая сторона может требовать с виновника аварии.
Следовательно, потерпевшему в результате ДТП по ОСАГО выплачивается сумма с учетом износа поврежденных деталей, однако он вправе рассчитывать на возмещение имущественного вреда в полном объеме. Для этого от него потребуется доказать, что фактическая сумма ущерба больше той, что получена им по страховке. В свою очередь, виновная сторона имеет право настаивать на проведении дополнительной экспертизы, которая может стать основанием для снижения общей суммы возмещения ущерба потерпевшей стороне.
Особенности второго этапа реформы по ОСАГО
Вторая группа поправок включает пункты, внедрение которых планируется провести после реализации глобальных изменений в автостраховании ОСАГО.
К новшествам второго плана относят:
- отмену требования учитывать коэффициент мощности автомобиля при установлении стоимости страховки. Стоит отметить, что данное новшество имеет как ряд приверженцев, в числе которых владельцы машин с высокой мощностью, так и противников. Против отмены коэффициента мощности выступают автовладельцы, транспортные средства которых имеют малую мощность, поскольку для них стоимость полиса в разы увеличится. Владельцы мощных автомобилей в случае вступления проекта в законную силу получат возможность приобретать страховку ОСАГО по более выгодной цене;
- внедрение коэффициента систематичности нарушений ПДД. На данном аспекте настаивают представители МВД, требуя внесения в проект пункта, согласно которому при установлении стоимости полиса и расчете выплат по ОСАГО будет учитываться количество грубых нарушений ПДД страхователем. Так, страхователь, нарушивший правила дорожного движения и соответственно, привлекавшийся к административной ответственности от 5 до 9 раз в течение 12 месяцев, заплатит за страховку практически вдвое больше, чем законопослушный водитель. Стоимость полиса для нарушителей возрастает на 80 %. Если количество нарушений более 9, за страховку придется заплатить в 3 раза больше.
Нововведения
Хотя еще существует шанс внедрения новых поправок, но пока стоит ориентироваться на уже опубликованный документ, регулирующий деятельность страховых компаний, оформляющих полис ОСАГОводителям. Принятые поправки в закон об ОСАГО 2017 коснулись разных сфер деятельности страховых компаний. Им остается провести необходимую корректировку в своей работе для дальнейшего оказания услуг по оформлению полисов гражданской ответственности автомобилистов. Изменения в ОСАГО с 1 января 2017 касаются следующих пунктов:
- Электронные полисы;
- Срок действия базовых ставок;
- Экспертиза авто после ДТП.
Ознакомиться с текстом Закона об ОСАГО с последними изменениями от 23.06.2016, а также с документом, внесшим изменения в этот Закон, можно далее.
Скачать:
- Закон об ОСАГО от 25.04.2002 №40 с изменениями от 23.06.2016;
- Закон от 23.06.2016 №214 Об изменениях в ОСАГО с 1 января 2017.
Рассмотрим более подробно поправки ОСАГО 2017 года.
Электронные полисы
Несмотря на утверждения страховых компаний об увеличении случаев мошенничества при оформлении полисов онлайн, в основном изменения коснулись данного пункта.
Оформление е-ОСАГО стало обязательным для всех страховщиков, предлагающих свои услуги в сфере автогражданской ответственности. Отсутствие данного сервиса на сайте компании ведет к запрету деятельности.
Более того, страховщик обязан обеспечивать работу своего интернет-ресурса 24 часа в сутки 7 дней в неделю, т.е. постоянно. А значит у граждан, которые не смогли оформить электронный полис из-за технических неполадок сайта, появилась возможность подать жалобу на работу организации в ЦБ или РСА. Повлияют ли эти изменения на качество и скорость выдачи документов — покажет время.
Изменения в области е-ОСАГО затронули и страхователей. Если указание неверных данных при оформлении полиса онлайн привело к удешевлению стоимости страховки, то при наступлении страхового случая водителю предстоит покрывать часть убытков из собственных средств. (Регрессное требование возмещения убытков). Этот пункт вызывает много вопросов, так как существует множество вариантов моделирования таких ситуаций.
Самые важные изменения касаются деятельности страховых компаний в сфере выдачи электронных полисов ОСАГО
Другие важные поправки
Закреплен срок действия базовых ставок для расчета ОСАГО. Установленная ставка не должна меняться чаще 1 раза в год.
После наступления страхового случая страхователь обязан предоставить автомобиль на осмотр в страховую компанию. Если он, минуя этот пункт, организует независимую экспертизу и предоставит заключение на ее основе — последует отказ в выплате. Проводить независимую экспертизу поврежденного автомобиля следует только в случае несогласия с основной экспертной оценкой.
Некоторые поправки выносились на рассмотрение, но пока не были приняты. Рассмотрим самые важные из них. Ведь в недалеком будущем возможно их воплотят в жизнь.
Не все поправки, внесенные в законопроект об изменении Закона об ОСАГО вступят в силу
Изменения в ОСАГО в 2020 году
Основные изменения, ожидающиеся в 2020 году:
- Страховщик теперь вправе взыскать ущерб с виновника, отказавшегося от медицинского освидетельствования или управлявшего транспортом с прицепом, не внесенным в договор страхования.
- Максимальная выплата за причинение вреда жизни или здоровью предположительно увеличится до двух миллионов рублей.
- Перестанут действовать территориальный и мощностный коэффициенты при расчете стоимости страховки.
С 29 октября 2019 года вступили в силу изменения, коснувшиеся права страховщика на регрессное требование к виновнику ДТП (ФЗ №88 от 01.05.2019).
Теперь взыскать ущерб страховая компания может не только с водителя, находившегося в нетрезвом состоянии во время ДТП, но и с лица, отказавшегося от медицинского освидетельствования.
Также акцентировано внимание на пункте 2.7. действующей редакции ПДД: право на возмещение возникает теперь и по отношению к виновнику, употребившему алкоголь или наркотические вещества после ДТП (п
«б» ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО» №40 от 25.04.2002).
Отказ в выплате при ДТП с прицепом, не отмеченным в полисе ОСАГО
Часть 1 статьи 14 ФЗ «Об ОСАГО» была дополнена пунктом «л», согласно которому, страховщик получил право регрессного требования к водителю, управлявшему автомобилем с прицепом, если этот прицеп не упоминается в договоре обязательного автострахования (п. 10 ст. 2 ФЗ №88 от 01.05.2019). Это условие не касается владельцев легковых машин.
Отмена ряда коэффициентов
С 2020 года перестанут действовать некоторые из коэффициентов, ранее использовавшихся для расчета стоимости полиса:
- Коэффициент мощности двигателя (с 1 октября 2020 года). Поскольку взаимосвязи технических характеристик авто и частоты ДТП так и не было выявлено, владельцы более мощных машин теперь смогут вздохнуть спокойнее. Больше количество лошадиных сил на стоимость страховки не повлияет.
- Территориальный коэффициент (с 1 января 2020 года). Больше не будет иметь значение место регистрации автомобиля или прописка собственника. С одной стороны, не понадобится усложнять процесс постановки авто на учет. С другой, для многих водителей стоимость полиса увеличится.
Расчет стоимости страховых полисов
По прогнозам экспертов, цена полиса для среднестатистического автовладельца увеличится минимум на 5-7 тысяч рублей. В худшем случае платить за страховку придется вдвое больше. Это связано с планами увеличить лимит выплат за причинение вреда жизни или здоровью в результате ДТП в четыре раза: с 500 тысяч до 2 миллионов рублей.
С 1 января 2020 года страховщик уполномочен изменять тарифный коридор на 20% в большую или меньшую сторону, а с 1 октября – еще на 30%. Таким образом, максимальный размер базовой ставки к концу следующего года может составить 9 тысяч рублей без учета повышающих и понижающих коэффициентов.
Уменьшить стоимость страховки автовладельцам удастся за счет безаварийной езды. Возможно, при расчете будут учитываться данные телеметрических приборов, установленных в машинах. Пока известно только, что коэффициент бонус-малус станет более индивидуальным, чем сейчас.
Другие изменения
Изменения коснулись перечня документов, необходимых для заключения договора обязательного автострахования. Теперь страховщику потребуется предоставить паспорт владельца авто, договор о купле-продаже (или иной документ, подтверждающий право собственности или владения для незарегистрированного транспортного средства). Для страхователей-юридических лиц вместо свидетельства о государственной регистрации понадобится выписка из ЕГРЮЛ (ч. 3 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).
Бланки полисов по-прежнему останутся документами строгой отчетности, но теперь каждый из них будет иметь индивидуальный номер, без серии (ч. 7 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).
Если собственник авто при оформлении электронного полиса указал ложные сведения, он не сможет оплатить сумму премии на сайте страховщика. С ним свяжется представитель компании для корректировки внесенной информации (п. 7.2 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).
Законодатель также регламентировал сроки внесения страховщиком сведений в единую базу данных ОСАГО и предоставления сведений по письменному запросу клиента. В обоих случаях страховая компания должна уложиться в три рабочих дня (п. 10 ст. 15 ФЗ «Об ОСАГО»).
Расширен перечень документов, подтверждающий факт ДТП. Теперь их можно получить не только в ГИБДД, но и у медиков, и у сотрудников МЧС. Разрабатывается также программа межведомственного взаимодействия. Возможно, скоро страхователю не потребуется предоставлять документы совсем: представители страховщика смогут запросить их в электронном виде у компетентных служб.