Оглавление
- Содержание «Мещёрской стороны» по главам
- Мой дом
- Детское увлечение
- Обитель русских талантов
- Мещера
- Выбрать книгу по жанру
- Сюжет и композиция
- Леса
- Реки и каналы
- Художественное своеобразие
- Лесные реки и каналы[ред.]
- Краткий анализ
- Городские пейзажи
- Герои повести
- Мещерские леса
- Поезда и теплоходы
- Первое знакомство
- Лирическое отступление
- Родина талантов
- Авторские рассуждения
- Таинственные образы
Содержание «Мещёрской стороны» по главам
Краткое содержание «Мещерская сторона» Паустовский с описанием каждой главы:
Обыкновенная земля
Природа Мещерского края не отличается особым разнообразием, «но все же край этот обладает большой притягательной силой». Скромную красоту этих мест можно сравнить с картинами Левитана. В Мещерском крае можно полюбоваться цветущими или скошенными лугами, лесными озерами, величественными соснами.
Первое знакомство
Рассказчик впервые попал в Мещерский край «с севера, из Владимира», приехав на неспешном паровозе узкоколейки, который местные жители прозвали «мерином». На одной из станций «в вагон влез косматый дед». Он рассказал, что в мещерских озерах обитают «незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три». Также в местных болотах был найден скелет доисторического оленя.
Старинная карта
По Мещерскому краю рассказчик путешествовал со старинной картой, составленной «по старинным съемкам, произведенным до 1870 года». Она во многом была неточна, и автору приходилось постоянно ее подправлять. Однако путешествовать с ней было куда надежней, чем выслушивать путанные объяснения местных жителей.
Несколько слов о приметах
Чтобы не заблудиться в лесах, очень важно знать приметы. При этом «мир примет бесконечно разнообразен», и находить их или даже самому создавать – весьма увлекательное занятие
Самыми верными, настоящими приметами считаются те, что «определяют погоду и время».
Они бывают простыми и сложными. Например, самой простой приметой является дым от костра. Глядя на него, «можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине».
Возвращение к карте
Незнакомый край всегда лучше изучать по карте – «это занятие не менее интересное, чем изучение примет». К югу от реки Оки простираются плодородные Рязанские земли, на севере берут свое начало глухие сосновые леса и торфяные болота Мещерского края. На западе расположены восемь Боровых озер с удивительным свойством – чем меньше площадь озера, тем оно глубже.
Мшары
К востоку от Боровых озер «лежат громадные Мещёрские болота — «мшары», или «омшары»». Раньше это были озера, которые успели зарасти в течение многих тысячелетий. Они занимают «площадь в триста тысяч гектаров». Мшары усеяны песчаными островами, служащих пристанищем для лосей.
Однажды рассказчик с друзьями решил отправиться к Поганому озеру, которое так боялись местные бабы. Берега его были плавучими и «качались под ногами, как гамак». Каждый шаг сопровождался появлением фонтанчиков теплой воды. Ни в коем случае нельзя было останавливаться и стоять на одном месте – ноги тут же засасывало. Вернувшись невредимыми, товарищи заслужили у баб славу «людей отпетых, готовых на все».
Мой дом
Рассказчик живёт в Мещоре в маленьком доме, бывшей бане – бревенчатой избе, обшитой серым тёсом. Дом отгорожен от сада высоким частоколом. В частоколе застревают застигнутые врасплох коты, пытающиеся украсть пойманную рассказчиком рыбу.
Осенью сад засыпан листьями, в двух маленьких комнатках становится светло. Большинство ночей рассказчик ночует на озёрах или в старой беседке в глубине сада, заросшей диким виноградом. Там хорошо в тихие осенние ночи, когда шумит неторопливый отвесный дождь. На рассвете рассказчик обливается водой из колодца, кипятит чайник и идёт с вёслами к реке. Впереди – пустынный сентябрьский день, счастье затерянности в осеннем мире.
Детское увлечение
Интерес к фотографии появился у Паустовского еще в детстве. Отец будущего писателя любил снимать, а проявкой занимался сын. Множество катушек с пленками долго лежали в столе старшего Паустовского, пока во время уборки перед очередным праздником до склада не добиралась мать, тогда пленки отдавали Константину. Мальчик закрывался в темном чулане и завершал работу над фотографиями.
Повзрослев, Паустовский брал с собой камеру в поездки по стране, снимал пейзажи, церкви, местных жителей. Писатель любил путешествовать и делал это часто, считал, что странствия дарят человеку живые познания и впечатления, открывают новые области прекрасного. За свою жизнь Константин Георгиевич сделал много фотографий, но большинство снимков не сохранилось. Самый известный фотоархив Паустовского относится к периоду 1930–1940-х годов, времени, когда он ушел из журналистики и полностью посвятил себя писательскому труду.
Обитель русских талантов
Не обделил автор вниманием и сельский люд. У Паустовского встречаются описания деревенского быта
Местные жители причудливо расселились по разным территориям. На лугах обитают болтливые старики, корзинщики да сторожа. Рассказчик неоднократно описывал свои встречи со Степаном Бородой. Как-то раз неожиданно грянул ливень, автор забежал к мужчине, чтобы переждать непогоду. Там он и заночевал. Они часто и много говорили. Обсуждали политику: то, как при царе плохо жилось. Травили деревенские байки, а иногда и просто пускались в безобидные сплетни.
Солотча переполнена одаренными художниками и ремесленниками. Почти в каждой избе висят изящные расписные полотна, доставшиеся от отца или деда. Здесь рождались и умирали многие великие художники. В Солотче живут дочь гравера Пожалостина, тётушка Сергея Есенина. Такое тут не редкость. В далёкие времена жили здесь и иконописцы.
Автор оставляет описания и своего домика. Раньше он был баней, но её переделали под жилую избу. Рассказчик почти не ночует там. Его устраивает и садовая беседка. По утрам он пьёт чай, а чуть позже отправляется на рыбалку.
Мещера
Мещерский край в Рязанской области, воспетый Паустовским в повести «Мещерская сторона», часто появлялся на его снимках — его пейзажи вдохновляли писателя. В Мещере, кажется, не было ничего особенного — сосновые боры, лесные озера, луга, однако край притягивал Константина Георгиевича. «Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы», — писал Паустовский.
В поселке Солотча, который называют воротами в Мещеру, писатель оказался в сентябре 1930 года. Красота мещерской глубинки и живописность окрестностей ему так понравились, что он долгие годы приезжал в этот край с семьей для работы и отдыха. Поначалу останавливался у местной портнихи Марии Костиной, которая, по воспоминаниям сына Паустовского Вадима, была очень религиозна и принимала активное участие в работе солотчинской церкви. Позже Константин Георгиевич переселился в бывшую баню в усадьбе художника-гравера Ивана Пожалостина. Через некоторое время он выкупил всю усадьбу.
Солотча стала постоянным местом квартирования писателя летом и осенью на целых десять лет. Здесь он работал и принимал гостей — в мещерских краях у Константина Георгиевича побывали Рувим Фраерман, Константин Симонов, Аркадий Гайдар. Квартиранты Паустовского часто работали в Солотче, ходили с писателем на рыбалку и изучали местные красоты, даже делали клады. Аркадий Гайдар оставил где-то в дупле дерева запечатанную бутылку с обращением к потомкам — ее так до сих пор и не нашли.
Выбрать книгу по жанру
- Боевая фантастика
- Героическая фантастика
- Городское фэнтези
- Готический роман
- Детективная фантастика
- Ироническая фантастика
- Ироническое фэнтези
- Историческое фэнтези
- Киберпанк
- Космическая фантастика
- Космоопера
- ЛитРПГ
- Мистика
- Научная фантастика
- Ненаучная фантастика
- Попаданцы
- Постапокалипсис
- Сказочная фантастика
- Социально-философская фантастика
- Стимпанк
- Технофэнтези
- Ужасы и мистика
- Фантастика: прочее
- Фэнтези
- Эпическая фантастика
- Юмористическая фантастика
- Юмористическое фэнтези
- Альтернативная история
- Боевики
- Дамский детективный роман
- Иронические детективы
- Исторические детективы
- Классические детективы
- Криминальные детективы
- Крутой детектив
- Маньяки
- Медицинский триллер
- Политические детективы
- Полицейские детективы
- Прочие Детективы
- Триллеры
- Шпионские детективы
- Афоризмы
- Военная проза
- Историческая проза
- Классическая проза
- Контркультура
- Магический реализм
- Новелла
- Повесть
- Проза прочее
- Рассказ
- Роман
- Русская классическая проза
- Семейный роман/Семейная сага
- Сентиментальная проза
- Советская классическая проза
- Современная проза
- Эпистолярная проза
- Эссе, очерк, этюд, набросок
- Феерия
- Исторические любовные романы
- Короткие любовные романы
- Любовно-фантастические романы
- Остросюжетные любовные романы
- Порно
- Прочие любовные романы
- Слеш
- Современные любовные романы
- Эротика
- Фемслеш
- Вестерны
- Исторические приключения
- Морские приключения
- Приключения про индейцев
- Природа и животные
- Прочие приключения
- Путешествия и география
- Детская образовательная литература
- Детская проза
- Детская фантастика
- Детские остросюжетные
- Детские приключения
- Детские стихи
- Детский фольклор
- Книга-игра
- Прочая детская литература
- Сказки
- Басни
- Верлибры
- Визуальная поэзия
- В стихах
- Драматургия
- Лирика
- Палиндромы
- Песенная поэзия
- Поэзия
- Экспериментальная поэзия
- Эпическая поэзия
- Античная литература
- Древневосточная литература
- Древнерусская литература
- Европейская старинная литература
- Мифы. Легенды. Эпос
- Прочая старинная литература
- Альтернативная медицина
- Астрономия и космос
- Биология
- Биофизика
- Биохимия
- Ботаника
- Ветеринария
- Военная история
- Геология и география
- Государство и право
- Детская психология
- Зоология
- Иностранные языки
- История
- Культурология
- Литературоведение
- Математика
- Медицина
- Обществознание
- Органическая химия
- Педагогика
- Политика
- Прочая научная литература
- Психология
- Психотерапия и консультирование
- Религиоведение
- Рефераты
- Секс и семейная психология
- Технические науки
- Учебники
- Физика
- Физическая химия
- Философия
- Химия
- Шпаргалки
- Экология
- Юриспруденция
- Языкознание
- Аналитическая химия
- Базы данных
- Интернет
- Компьютерное «железо»
- ОС и сети
- Программирование
- Программное обеспечение
- Прочая компьютерная литература
- Прочая справочная литература
- Путеводители
- Руководства
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- Биографии и мемуары
- Военная документалистика
- Искусство и Дизайн
- Критика
- Научпоп
- Прочая документальная литература
- Публицистика
- Астрология
- Индуизм
- Православие
- Протестантизм
- Прочая религиозная литература
- Религия
- Самосовершенствование
- Христианство
- Эзотерика
- Язычество
- Хиромантия
- Анекдоты
- Комедия
- Прочий юмор
- Сатира
- Юмористическая проза
- Юмористические стихи
- Домашние животные
- Здоровье и красота
- Кулинария
- Прочее домоводство
- Развлечения
- Сад и огород
- Сделай сам
- Спорт
- Хобби и ремесла
- Эротика и секс
- Банковское дело
- Внешнеэкономическая деятельность
- Деловая литература
- Делопроизводство
- Корпоративная культура
- Личные финансы
- Малый бизнес
- Маркетинг, PR, реклама
- О бизнесе популярно
- Поиск работы, карьера
- Торговля
- Управление, подбор персонала
- Ценные бумаги, инвестиции
- Экономика
Разное
Автомобили и ПДД
- Газеты и журналы
- Изобразительное искусство, фотография
- Кино
- Музыка
- Подростковая литература
- Театр
- Фанфик
- Водевиль
- Драма
- Киносценарии
- Мистерия
- Сценарии
- Трагедия
- Былины
- Загадки
- Народные сказки
- Пословицы, поговорки
- Фольклор: прочее
- Спецслужбы
- Боевые искусства
- Военная техника и вооружение
- Военное дело: прочее
Сюжет и композиция
Повесть состоит из 15 главок. В некоторых описывается природа Мещорского края: луга, леса и боры, лесные озёра и мещорские болота — мшары. В других главках герой рассказывает, как попал в Мещорский край, как путешествовал по нему, пользуясь старинной картой, как ночевал в палатке в разное время года, как ловил рыбу, общался с встреченными аборигенами. Рассказчик восхищается главным богатством края – его талантливыми жителями.
Рассказчик рассуждает об изменениях, которые произошли в природе по сравнению с отражёнными в старинной карте, о приметах, связанных с погодой и с дорогой.
Между описаниями природы вклиниваются рассказы о судьбах местных жителей и разные истории, случившиеся с рассказчиком во время путешествий или рыбалки. Каждая из таких историй подобна рассказу, имеет свою завязку, развязку и кульминацию. Такова история о том, как путешественники ходили на Поганое озеро через мшары, как писатель Гайдар заблудился без компаса и был найден уже в темноте, как путники всё-таки попали на Поганое озеро через год и заслужили славу «вовсе отчаянных мужчин».
Во многих эпизодах описаны лесные животные: красноглазые водяные крысы, охотящиеся за рыбой, рыжие лесные муравьи с сильными челюстями, безобидные медведи-медвежатники, старые мудрые щуки, которые дают оплеухи неудачливым рыбакам и угрожают разрезать плавниками надувную лодку, волчица с двумя волчатами.
Есть в повести и несколько исторических экскурсов. Рассказчик сообщает о природе лесных каналов, вырытых при Александре втором экспедицией генерала Жилинского, о доме знаменитого гравёра Пожалостина в деревне Солотча, доме, хранящем память о многих великих 19 века.
Леса
Леса – остаток лесного океана, величественные, как кафедральные соборы, светлые сосновые боры.
На километры земля покрыта сухим, мягким мхом, как глубоким дороги ковром. Лес похож на море, колышущееся от ветра. Кроме сосновых лесов, встречаются еловые, берёзовые, редко липы, вязы и дубы. В дубовых рощах обитают кусачие рыжие муравьи, безобидные медведи-муравьятники. Леса прекрасны в любую пору суток.
Рассказчик живёт в палатке на лесных озёрах несколько дней. Ему хватает сна два часа в сутки. Однажды во время рыбалки на Чёрном озере рассказчик с товарищами подвергся нападению гигантской чёрной щуки, которая могла распороть острым, как бритва, плавником надувную лодку. На берегу из кучи хвороста рыбакам угрожала волчица с тремя волчатами, которую они отогнали шумом.
Вода во всех озёрах разного цвета, но чаще всего чёрная из-за торфяного дна. Мещорские челны выдолблены из цельного куска дерева и похожи на полинезийские пироги.
Реки и каналы
Было немного их в Мещерском крае. Одна река — Солотча. Её вода имела красный цвет. На берегу расположился одиночный постоялый двор. Вторая, Пра, была менее примечательной, но с первой её роднило чувство запустения. Никто не хотел селиться у их берегов.
Интересной особенностью Мещерского края является всевозможный окрас здешних источников. Вода в них разнообразного цвета, но почти всегда преобладают тёмные оттенки, близкие к чёрному. Бывают и более редкие:
- жёлтые;
- синие;
- фиолетовые.
Помимо рек и озёр, на карте отмечены и множественные водные каналы. Их проложили ещё в годы царствования Александра Освободителя. В те времена стремились осушить болота и разместить на них новые угодья. От этой затеи скоро отказались. Земля была непригодной для земледелия, и каналы быстро заросли. Людей там давно нет, а населяют их одни птицы да рыбы.
Художественное своеобразие
Язык повести «Мещорская сторона» так красив, что она часто используется учителями для языкового анализа. Текст поэтичен и ритмичен, в нём Паустовский использует риторические фигуры, свойственные скорее поэзии: единоначатия и рефрены. Паустовский пользуется всем богатством тропов для описания природы. Особенно хороши описания смены времени суток в разное время года: «Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха».
Длинные, но совсем не скучные пейзажи в повести чередуются с философскими рассуждениями и сюжетными зарисовками, что делает повесть динамичной, гимном родному краю, признанием ему в любви.
-
«Мещорская сторона», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Золотая роза», анализ повести Паустовского
-
«Золотая роза», краткое содержание по главам повести Паустовского
-
«Телеграмма», анализ произведения Паустовского
-
Константин Георгиевич Паустовский, краткая биография
-
«Тёплый хлеб», анализ сказки Паустовского
-
«Старый повар», анализ рассказа Паустовского
-
«Стальное колечко», анализ сказки Паустовского
-
«Колотый сахар», анализ рассказа Паустовского
-
«Заячьи лапы», анализ рассказа Паустовского
-
«Жёлтый свет», анализ рассказа Паустовского
По произведению: «Мещорская сторона»
По писателю: Паустовский Константин Георгиевич
Лесные реки и каналы[ред.]
Кроме болот на карте Мещёрского рая отмечены леса с загадочными «белыми пятнами» в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов. На берегу Солотчи, вода в которой красная, стоит одинокий постоялый двор. Берега При тоже мало заселены. В её верховьях работает ватная фабрика, из-за чего дно реки покрыто толстым слоем слежавшейся чёрной ваты.
Каналы в Мещёрском крае прорыты при Александре II генералом Жилинским, который хотел осушить болота. Осушенные земли оказались бедными, песчаными. Каналы заглохли и стали убежищем водоплавающих птиц и водяных крыс. Богатство Мещёрского края — «не в земле, а в лесах, в торфе и в заливных лугах».
Краткий анализ
В своем произведении писатель рассказывает о Мещерском крае, показывает его красоту. Все силы природы оживают, и обычные являния перестают быть таковыми: дождь или гроза становятся угрожающими, птичье щебетанье сравнивается с оркестром и т. д. Язык повести, несмотря на кажущуюся простоту, очень поэтичен и изобилует различными художественными приемами.
В конце произведения автор говорит о бескорыстной любви к своему краю. Эта мысль прослеживается во всей повести. Писатель вскользь упоминает о природных богатствах, гораздо больше он описывает красоту природы, простой и добрый нрав местных жителей. И всегда утверждает, что это гораздо ценнее, чем много торфа или леса. Богатство не только в ресурсах, но и в людях, — показывает Паустовский. «Мещерская сторона», анализ которой рассматривается, написана по действительным наблюдениям автора.
Рязанская область, в которой и находится Мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.
Городские пейзажи
Паустовский признавался, что большинством своих произведений обязан средней полосе России. Цикл рассказов «Летние дни», рассказ «Телеграмма», а также повести «Мещерская сторона» и «Повесть о лесах» были написаны на основе впечатлений от путешествий по стране. «Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки», — писал Константин Георгиевич в предисловии к автобиографической повести «Далекие годы».
Средней полосе Паустовский посвятил и множество своих фотографий: пейзажи Владимирской области, города Суздаль и Юрьев-Польский, река Каменка, старинные монастыри и быт местных жителей.
В Юрьеве-Польском Паустовскому так понравился базар, что он сделал серию фотографий торговых рядов городка. В снимках Константин Георгиевич искусно передал атмосферу базарного дня. Крестьяне с ящиками и лукошками на столах, болтающие в ожидании покупателей, женщины, сидящие на земле и обсуждающие последние новости, и гуси, неторопливо расхаживающие по дороге вдоль торговых рядов.
Много фоторабот Паустовский посвятил монастырям. Рождественский монастырь в Солотче, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри в Суздале писатель запечатлел в начале 1930-х годов. Когда Паустовский побывал в Суздале — неизвестно, но снимок монастыря сделан весной с деревянного моста над разлившейся Каменкой.
Герои повести
Повесть написана от первого лица. Рассказчик – главный герой повести. Этот образ автобиографичен. Паустовский наделил рассказчика не только свои отчеством (Егорыч –народный вариант отчества Георгиевич). Рассказчик любит природу и саму жизнь, восхищается красотой родной земли и ценит каждого встреченного человека. При этом рассказчик не вмешивается в жизнь, а только наблюдает её и очень точно описывает, предоставляя читателю самому формировать отношение к людям и событиям.
Герои повести – простые жители Мещорского края. Каждый из описанных людей – человек хороший и добрый. Знакомство с местными жителями начинается с малограмотного старика, везущего в город сведения о научных открытиях края, с предприимчивых жителей, бесстрашно выпрыгивающих на ходу с поезда вслед за выброшенными вещами. Жители Мещорского края выносливы и бесстрашны. Бабы ходят к Поганому озеру, у которого вместо берегов плавучие корни растений, даже девочка-подросток не боится искать тёлку в лесах до темноты.
Жители Мещорского края с удовольствием вспоминают прошлые времена и сравнивают его с нынешним житьём-бытьём. Ворчливый дед-корзинщик Степан даже жалеет умирать, так хорошо нынче жить стало: «Жить бы нам и жить… Родились мы чуть-чуть рановато». Этот же герой рассуждает о несчастном прошлом: «Житьишко наше было плохое… не хватало ни мужикам, ни бабам счастья. Ребята у ней были не питые, не сытые».
Пример такого бабского счастья – обладательница удивительного голоса Манька Малявина, поющая нынче в театре в Москве и присылающая родителям по 200 рублей в месяц.
Казалось бы, герои написаны в соответствии с законами соцреализма: крестьяне, обретшие счастье после 1000-летнего прозябания и сумевшие реализовать свои таланты. Но эту идиллическую картину нарушает академик Пожалостин, бывший солотчинский пастух. Этот знаменитый гравёр выбился в люди в 19 в., а вовсе не благодаря советской власти.
Мещерские леса
Деревья в этой стороне величественны и грациозны: длинные и прямые стволы восходят к небу, пряча мелкие озёра своими густыми кронами. Воздух всегда остаётся чистым, а по ночам можно разглядеть звёзды.
Автор проводит в лесах около недели. Он живёт в палатке и почти не спит. Однажды рассказчик рыбачил с друзьями на Чёрном озере. Они плавали на резиновой лодке, когда внезапно на них напала огромных размеров щука. Её острый и несгибаемый плавник легко мог порвать шлюпку. Товарищам удалось спасти лодку, они направились к берегу, где поставили лагерь. Там их встречала волчица со своим выводком. Её жилище было поблизости с палаткой. Животное удалось выгнать, но перенести лагерь всё-таки пришлось.
В Мещере было множество озёр с причудливыми наименованиями: Лангобардское, Тишь, Старица, Бык, Хотец, Промоина, Бобровка и другие. Их названия часто были связаны с какой-то историей или особенностью, характерной для данной местности. В Бобровском раньше обитали бобры. На Селянском плавает множество уток. Бык удивляет своими крупными размерами.
Поезда и теплоходы
Корабли, поезда и теплоходы тоже становились частыми героями фотографий Константина Георгиевича. В водных путешествиях он обзаводился новыми знакомствами и находил верных друзей. Во время странствий с писателем случались приключения: Паустовскому случалось попадать в шторм у берегов Новороссийска.
В 1956 году во время европейского круиза Константин Георгиевич познакомился с писателем Леонидом Рахмановым
Они встретились на палубе и сразу обратили друг на друга внимание: у обоих в руках были книги Ивана Бунина. Легенда о встрече гласит, что даже закладки у них были на одной странице
Вскоре они уже общались как старые приятели. Потом они виделись нечасто, но переписывались, дарили друг другу книги. Их дружба продолжалась до самой смерти Паустовского.
«Константин Георгиевич был образцовым дорожным спутником: добрый, веселый, заботливый, не по возрасту подвижной, легко подбиваемый на любое приключение, лишь бы оно сулило открытия, умножало опыт, — но при одном условии: чтобы это ни на волосок не нарушило раз навсегда установленных им для себя нравственных правил», — вспоминал о познакомившей их поездке Рахманов в очерке «Путешествие с Паустовским».
Не только водный транспорт снимал Константин Георгиевич — романтика железной дороги привлекала писателя с детства. Мальчишкой он часто бегал на станцию и вместе с дежурным провожал и встречал поезда. С «чугункой» у писателя связано много воспоминаний: отец-железнодорожник, служба на санитарных поездах и, конечно, поездки по стране.
На фотографии 1920–1930-х годов — вагон узкоколейки. На таком писатель приехал в мещерские края, на нем возвращался из путешествий домой. Однажды Паустовский с приятелем ехал на узкоколейке с рыбалки. В пути пассажиры вагона стали петь. Из хора любителей неожиданно выделился один мужской голос, звучавший профессионально. Певец представился колхозным счетоводом, а когда товарищ Паустовского стал уговаривать его ехать в Москву на прослушивание в консерваторию, извинился за розыгрыш и признался, что он солист Большого театра Николай Озеров. Паустовского знаменитый певец тоже узнал и был очень рад знакомству с человеком, чьи книги читал.
Первое знакомство
Рассказчик впервые попадает в Мещёрский край из Владимира, на неспешном паровозе узкоколейки. На одной из станций в вагон влезает косматый дед и рассказывает, как в прошлом году «язва» Лёшка-комсомолец посылал его в город «до музею» с сообщением, что в местном озере живут «незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три», и птиц этих надо взять живьём в музей. Сейчас дед тоже возвращается из музея — в болоте нашли «древнюю кость» с огромными рогами. Рассказчик подтверждает, что в мещёрских болотах действительно нашли скелет доисторического оленя. Эта история о необычных находках запоминается повествователю «особенно резко».
Продолжение после рекламы:
https://youtube.com/watch?v=zE60fmFeqiY
Лирическое отступление
По ходу рассказа Паустовский начинает повествовать о чем-то другом. На этот раз он поведал о случае, произошедшем в селе Солотче. Туда приехал старик. Автору запомнились его серебряные зубы. Его почти сразу невзлюбили за «английские» методы ловли. Старик рыбачил на спиннинг, чего местные мужики принять никак не могли. С ним постоянно случались неприятные происшествия. Порванные блесны и выловленные коряги преследовали его повсеместно.
Он никак не мог понять, как деревенским ребятам так легко удаётся ловить окуней на обычную веревку. Мещера знатно поиздевалась над нервами старого рыболова. Однажды он всё-таки поймал щуку. Огромная рыбина уже была в руках, как вдруг ударила старика по щеке и скрылась восвояси. После данного случая рыбак собрал вещи, уехал в Москву и больше не возвращался в Мещерские угодья.
Родина талантов
Солотча — село богатое. Первый год рассказчик жил у «кроткой старушки, старой девы и сельской портнихи Марьи Михайловны». В её чистой избе висела картина неизвестного итальянского художника, который оставил своё произведение в уплату за комнату отцу Марьи Михайловны. Он изучал в Солотче иконописное письмо.
В Солотче почти каждая изба украшена картинами детей, внуков, племянников. Во многих домах выросли знаменитые художники. В доме по соседству с Марьей Михайловной живёт старуха — дочь академика Пожалостина, одного из лучших русских гравёров. На следующий год рассказчик «снял у них старую баньку в саду» и сам увидел прекрасные гравюры. Недалеко от Солотчи родился и поэт Есенин — рассказчику довелось покупать молоко у его родной тётки.
Живёт около Солотчи и Кузьма Зотов, бывший до революции бедняком. Теперь в избе Зотова — радио, книги, газеты, а его сыновья выбились в люди.
Реклама:
Авторские рассуждения
Временами Паустовский делает лирические отступления, отходя от основного сюжета. Автор погружает читателя в глубины своего сознания. Он рассказывает о приметах и процессе их сочинения. В ходе рассуждений писатель делится своими наблюдениями. Для Паустовского оказывается очень интересным мир примет, который бесконечно разнообразен. Он делит их на два типа:
- Сложные. Часто носят глобальный характер: рыба перестаёт клевать на наживку, а вода темнеет. Это признак ненастья.
- Простые. Например, по высоте дыма от костра определяли, какая завтра будет погода: пойдет ли дождь или же опять наступит солнечный день.
Таинственные образы
Автор долго и методично описывает Мещерский край. От его взора не уходит ни одна мельчайшая подробность.
Паустовскому удаётся делать это ненавязчиво. Он будто протягивает читателю руку и погружает его в удивительный мир русских пейзажей, в котором оживает картины классиков изобразительного искусства. Всё то, что можно увидеть в родном крае каждый день, предстаёт в ином свете и понимании: оно застывает. Теперь у каждого есть шанс увидеть вблизи ненавязчивые красоты природы, от которых люди, порой, так брезгливо отмахиваемся.
Несмотря на простой и понятный язык, автор очень поэтично выражается. Различные явления и природные элементы он преподносит в метафорах и тонко-выстроенных образах.
Ближе к концу произведения автор признаётся в любви к тем местам, о которых пишет. Его симпатия красной нитью проносится через всю повесть, но в конце он будто доводит её до пика. Интересно, что Рязанская область не настоящая родина Паустовского, однако это не мешает ему говорить о ней с таким теплом. М. М. Пришвин, сделав анализ произведения, выразился о нем следующей цитатой: «…прекрасное, настоящее художественное изображение земли и людей у земли. И навсегда это останется».