Мосты лапландер

История создания и развития

Volvo C303 Laplander разрабатывался в конце 1960-х гг. на базе его предшественника — военного внедорожника Volvo L-3314. В 1974 г. был запущен в серийное производство. Автомобили выпускались в версиях 4х4 и 6х6. Версия с колесной формулой 8х8 была запланирована, но так и не попала на конвейер. На прототипах стояли двигатели B20, серийных машинах — B30 от гражданских автомобилей Volvo.

Серия C303 была оснащена портальными мостами с увеличенным дорожным просветом (как на Mercedes Benz Unimog), а также блокируемыми межколесными и межосевыми дифференциалами. Все это обеспечивало машине высокие характеристики на бездорожье. Недостатком такой конструкции является высоко расположенный центр тяжести.

Модель С303 имеет 2 оси, Volvo С304 и С306 оснащаются 3 осями. С самого начала автомобиль проектировался узким, чтобы он мог свободно перемещаться в лесу между деревьями и по нешироким дорогам.

В шведской армии автомобили обозначаются как Terrangbil (Tgb) l 11, 13 или 20 в зависимости от типа транспортного средства.

Состоит на вооружении следующих стран:

  • шведская армия;
  • Народные вооруженные силы освобождения Анголы;
  • вооруженные силы Эстонии;
  • сухопутные войска Латвии;
  • сухопутные войска Литвы;
  • армия и Королевская полиция Малайзии.

Обзор модельного ряда

Вольво С303 Лапландер с колесной формулой 4х4 производился в следующих модификациях:

  • базовая версия с жесткой крышей Tgb 11 — самая распространенная модель в вооруженных силах и среди гражданских пользователей;
  • модель с мягким верхом Tgb 1111, оснащенная 90 мм противотанковым орудием Armored Guard 1110 или Robot 56 Bill без отдачи;
  • модель со стальной крышей Tgb 1112, оснащенная различным радиотелефонным оборудованием (из-за множества антенн часть крыши удалена, количество мест — 5).

Вездеход Вольво С304 с колесной формулой 6х6 производился в таких вариантах, как:

  • базовая модель с жесткой крышей Tgb 13;
  • автомобиль с жесткой крышей Tgb 1313, оснащенная еще большим количеством радиотелефонного оборудования, чем Tgb 1112;
  • модель с жесткой складной крышей Tgb 1314, предназначенная для использования в качестве скорой помощи (оснащен просторным медицинским отсеком, различным медоборудованием и местами для 4 носилок);
  • машина с жесткой крышей Tgb 1321, оснащенная радиоприемниками и радиопередатчиками для корректировщиков огня артиллерийских батарей.

Volvo C306 с колесной формулой 6х6 выпускалась в следующих вариантах:

  • десантная Tgb 21, вместимостью до 19 солдат;
  • десантная Tgb 22, вмещающая 11 человек и пусковую установку для зенитной ракеты RBS 70.

Volvo C303 Laplander

Лапландер Вольво С303 имеет следующие технические характеристики:

  • макс. скорость — 125 км/ч;
  • двигатель — бензиновый Volvo B30A;
  • тип двигателя — рядный, 6-цилиндровый, с жидкостным охлаждением;
  • макс. мощность — 125 л.с. при 4200 об/ми.;
  • макс. крутящий момент — 224 Нм при 2500 об/мин;
  • снаряженная масса — 2400 кг, полная — 3500 кг;
  • нагрузка — 900 кг;
  • мест — 7;
  • размеры — 4350х1930х2170 мм;
  • колея — 1580 мм;
  • клиренс — 380 мм;
  • объем грузового отделения — 2982 л;
  • объем топливного бака — 85 л;
  • запас хода — около 400 км.

Привод — на задние колеса с подключаемым полным приводом. Межколесные дифференциалы блокируемые, с вакуумным приводом блокировки.

Коробка передач — механическая 4-ступенчатая. Впоследствии часть автомобилей была переделана под механическую 6-ступенчатую коробку передач.

Подвеска всех колес — зависимая, на листовых рессорах спереди и сзади.

Тормозная система — двойная, полурезервированная, с двойным сервоприводом и вакуумным усилителем. Тормозные механизмы — барабанные на всех колесах.

Шины — 8,90х16 или 9,00х16 дюймов.

Volvo C 304 Laplander

В отличие от модели С303, имеет 3 оси и следующие технические характеристики:

  • снаряженная масса — 2820 кг, допустимая полная — 4700 кг;
  • нагрузка — 1500 кг;
  • размеры — 5350х1930х2170 мм;
  • макс. скорость — 110 км/ч.

Все остальные характеристики аналогичны базовой модели С303.

Вольво С 306 Лапландер

Автомобиль оснащен 3 осями и, в отличие от предыдущих версий, имеет более просторный транспортный отсек. Характеристики:

  • снаряженная масса — 3390 кг, допустимая полная — 5700 кг;
  • нагрузка — 2310 кг;
  • размеры — 6050х2140х2800 мм;
  • макс. скорость — около 100 км/ч.

Все остальные характеристики аналогичны базовой модели С303.

Портальные мосты для УАЗов

В природе существует несколько моделей портальных мостов, в том числе и отечественного производства. С них, пожалуй, и начнём. Самый бюджетный способ установить портальный мост на внедорожник — самостоятельно установить и подогнать бывший в употреблении мост. В зависимости от модели автомобиля, можно применить военный портальный мост от УАЗа. Минус при этом очевиден — работы предстоит много, а состояние трёх редукторов, которые установлены в балку, неизвестно. Проверить работоспособность и узнать степень износа можно только вскрыв редуктора.

В продаже есть как новые мосты от УАЗ 3151-03, так и б/у. Они менее скоростные, чем стандартные мосты от гражданских УАЗов, но и более тяговитые. Насколько игра стоит свеч, решать каждому в индивидуальном порядке, поскольку прирост дорожного просвета составляет 80 мм — 40 мм получаем за счёт уменьшения размеров корпуса редуктора и ещё 40 за счёт смещения оси балки относительно оси колес.

Мост УАЗ: назначение и характеристики

Мост является балкой между колесами и обеспечивает их надежное скрепление. Он оборудован упругими деталями, при помощи которых гасятся нагрузки при движении. Поскольку «УАЗ-Патриот» предназначен для эксплуатации в сложных условиях, мост должен быть повышенной прочности. Помимо всего, от ведущего моста зависит практически вся работоспособность автомобиля, поскольку из-за выхода из строя хоть одного звена дальнейшая эксплуатация автомобиля невозможна.

Мост состоит из:

  • Дифференциала.
  • Главной пары.
  • Полуоси.
  • Рессор.

На внедорожники оказывается большая нагрузка, поэтому составной частью являются рессоры, а не пружины. Этим и обусловлена отличная проходимость УАЗ. Передний мост — устройство довольно сложное, поэтому нуждается в своевременном техническом обслуживании.

Особенности конструкции

Конструкция военного моста включает в себя применение дополнительных бортовых редукторов, которые установлены для более оптимального распределения крутящего момента на оба колеса, для сложных дорожных условий. Наличие редукторов, во первых, повышает дорожный просвет автомобиля на 8 см, что дает дополнительные преимущества при прохождении глубокой колеи, заболоченных участков, леса и других сложных условий.

Во вторых из — за измененного соотношения передаточных чисел, УАЗ оборудованный военными мостами имеет более лучшую тяга двигателя на пониженных передачах. При подключении переднего привода и переводе рычага в положение пониженной передачи такой агрегат может спокойно ехать по, практически, любому бездорожью, да еще и тащить за собой прицеп весом до 2 тонн, и это при мощности двигателя всего 75 л/с, если брать 469 УАЗик до 90 года выпуска.

Автомобили УАЗ выпускавшиеся специально для оборонной промышленности разрабатывались более тщательно, учитывались все нюансы, касавшиеся соотношения мощности и проходимости автомобиля, его готовности к эксплуатации в условиях сурового климата, расширенного температурного диапазона, работе при полном отсутствии дорожных условий. УАЗ некоторых модификаций разрабатывался, даже, для сопровождения танковых колонн

Поэтому особое внимание было уделено трансмиссии

Автомобиль у которого установлены мосты военного образца может эксплуатироваться при очень низких или высоких диапазонах температур с почти полным отсутствием масла в редукторах. При этом в УАЗе будет будет слышен только равномерный гул, исходящий от мостов, в то время как трансмиссия гражданского автомобиля уже выйдет из строя. Но такая эксплуатация допускается только в крайних, вынужденных случаях, во всех остальных военный мост, как и все механизмы, нуждается в своевременной смазке и должен работать как положено — в масляной ванне.

Колеса автомобиля с мостами военного производства расположены ниже центральной оси моста, за счет бортовых редукторов, это повышает проходимость при плохих дорожных условиях. Карданная передача военного моста на один сантиметр короче.

Включение переднего моста «УАЗ-Патриот»

УАЗ — это мощный российский внедорожник. По нормальной поверхности автомобиль и так отлично пройдет, а вот для езды по ухабам, непролазной грязи и колдобинам необходимо произвести включение переднего моста УАЗ. Как это сделать? Для этого необходимо проверить, в какое положение установлена муфта переднего моста УАЗ. Для включения необходимо провернуть хабы по часовой стрелке и переместить вперед. После всех проделанных манипуляций проходимость автомобиля значительно увеличится, за счет того, что передние колеса будут вращаться синхронно с задними. Стоит учесть, что включение переднего моста УАЗ значительно увеличит расход топлива. Но машина станет более маневренной, устойчивой и более управляемой. В случае когда включение переднего моста УАЗ производится для езды по ровному асфальту, резина и трансмиссия изнашиваются в несколько раз быстрее, а управляемость заметно ухудшается.

Вообще, существует 2 способа включения хаба: ручной и автоматический. Первый способ подробно рассмотрен выше, а второй является наиболее удобным.

Стоит помнить, что включение и выключение стоит производить после полной остановки автомобиля. После проделанных операций необходимо убедиться в фактическом включении устройства, а также его отключении.

Способы определения выключения переднего моста:

При езде обратить внимание на поведение задних колес, они должны работать независимо от передних.
Обратить внимание, как ведет себя автомобиль на поворотах — автомобиль будет немного вести при включенном переднем приводе.
Ну и самый народный и распространенный способ. Необходимо попросить постороннего человека посмотреть, вращаются приводы или нет

Если крутятся, значит, муфты включены, и их необходимо отключить.

Особенности портального моста 3151-03

Такой мост гораздо надёжнее, чем штатный, поскольку у них более крупные зубья главной передачи и крутящий момент распределяется более равномерно между тремя редукторами, а не взваливается на один, как в Штатном УАЗе. Что плохого — военный мост тяжелее, в нем больше деталей и он значительно сложнее в ремонте. Также нужно учесть, что расход топлива станет несколько выше. К примеру, УАЗ Патриот с портальными мостами будет просить на два литра бензина больше, чем обычный Патриот с гражданскими мостами. Существует модификация такого моста 3159 Барс, в которой колея стала шире и составляет 1600 мм при том же клиренсе 80 мм. Ступицы на обоих мостах предполагают установку 15-дюймовых дисков.

Фирменные бортовые редукторы не каждому будут по карману, поскольку без установки комплект железа, скажем, Tibus обойдётся в миллион рублей.

Поэтому единственным вариантом установки порталов на УАЗ остаётся покупка б/у-шных или новых военных мостов от модели 3151-03. Цена таких мостов колеблется в пределах 60-70 тысяч в сборе. Удачных всем дорог!

Преимущества порталов для внедорожников

Само название портальных мостов исходит из определения — порталом в машиностроении называют пространственную несущую конструкцию. Применяют такие мосты только в военной технике и на свирепых внедорожниках, где как нигде увеличение клиренса кстати. Также такие мосты помогают снизить нагрузку на сцепление, понижающий редуктор, раздатку и коробку передач в том случае, если устанавливаются колеса большего диаметра по сравнению со стоковыми.

В итоге мы получаем целый список преимуществ, ценных для внедорожной техники:

  • возможность получить увеличенный клиренс, который может легко варьироваться установкой колес самого разного диаметра;
  • меньшее передаточное число портальных мостов на УАЗ 469, на УАЗ Хантер позволяют получать большее тяговое усилие, что также актуально при передвижении в условии непроходимой грязи и рыхлого снега;
  • чем меньше количество зубьев в главной передаче, тем надёжнее редуктор, а портальных мостах зубья главной пары ещё и крупнее, что означает повышенную надёжность таких редукторов.

Есть при этом и свои минусы. К примеру, максимальная скорость будет снижена процентов на 20, в зависимости от передаточного соотношения главной пары. Но этот минус вовсе не смертелен для автомобилей, созданных для работы в условиях тотального бездорожья. На управляемости установка портальных мостов практически не сказывается, по данным инженерных расчетов она ухудшается не более чем на 3%, а вот динамика ускорения падает на 35-40% по сравнению со штатным ведущим мостом.