Не долго музыка играла… или как ос эльбрус так и не стала свободной

Состав

Материнская плата Эль-2S-4 (ЛЯЮИ.469555.052-02)
Интегрированные микросхемы 4 центральных процессора Эльбрус-4С (1891ВМ8Я)2 контроллера периферийных интерфейсов КПИ (1991ВГ1Я)
Оперативная память 96 Гбайт: 12 модулей Kingston ValueRAM KVR16R11D8/8
Долговременная память 0,5 Тбайт: 1 жёсткий диск WD RAID Edition WD5003ABYZ1,0 Тбайт: 2 жёстких диска WD RAID Edition WD5003ABYZ1 карта памяти Kingston Compact Flash Ultimate 266X CF/16GB-U2
Сетевые интерфейсы опция: 1 карта скоростного ввода-вывода ЛЯЮИ.469535.137опция: 1 контроллер Intel X520-DA2 + 2 модуля SNR-SFP+SRопция: 1 райзер-адаптер StarTech PEX8TO16R
Модуль управления опция: 1 модуль Pigeon Point ChMM-700R
Системный блок корпус SuperMicro SC818TQ-1400LPB1 блок питания SuperMicro PWS-1K41F-1R6 вентиляторов SuperMicro FAN-0101L4

Производитель оставляет за собой право замены указанных компонентов на аналогичные по техническим характеристикам.

Программы и утилиты. Что есть?

Libre Office не всегда может заменить MS Office

Да, так оно и есть. В состав ОС входят все для необходимые работы пакеты, базовый набор программ и драйверов.

Но даже в сравнении с облегченными вариантами Linux (Mint, «Росинка», «Астра») он очень мал. Речь не идет о возможности выбора между вариантами — все, что есть, представлено в единственном экземпляре.

Mozilla ценится военными разработчиками. Почему? Кто знает?

Речь о банальном отсутствии хотя бы каких-то программ за рамками простейшей офисной работы: аналог MS Office, просмотрщики контента и документов, браузер и почта.

Системные утилиты отсутствуют — представлены только стандартными пакетами из состава базового дистрибутива Debian.

Стоит обратить внимание на версии ПО: все они не первой свежести. Некоторые из пакетов в текущем виде не поддерживаются разработчиками

Такова судьба любого одобряемого силовыми структурами ПО: каждая строчка должна быть проверена, а это очень много времени.

Исключение — среда разработки Code::Blocks (в состав входит компилятор программ «Эльбруса» для х86 и SPARC). Так же в единственном экземпляре, да ещё и с явно специфической направленностью.

К сожалению, блок для работы с процессорами архитектуры «Эльбрус» отсутствует.

Даже многим программистам набор кажется реликтом прошлого

Можно только предполагать (или искать), что написанные программы можно будет перекомпилировать при наличии доступа и самого процессора.

Mac OS

ac
OS изначально создавалась как операционная система с графическим пользовательским
интерфейсом. В отличие от Windows она не нуждалась в совместимости с прежними
операционными системами типа DOS, поэтому ее версии никогда не основывались
на компромиссе между требованиями надежности и необходимостью совместимости
с другой платформой.

Уровень поддержки графики и мультимедиа даже в ранних версиях Mac OS был таков,
о котором пользователи ранних версий Windows не могли даже мечтать. Именно это
и определило сферу применения Macintosh — данные компьютеры широко применяются
в издательском деле, при решении задач, связанных с дизайном и редактированием
мультимедиаданных. Многие ставшие привычными особенности современных персональных
компьютеров, такие как мышь, дисководы для компакт-дисков, простые средства
настройки сетевого доступа, настольные издательские системы, Plag and Play,
поддержка стандарта подключения внешних устройств USB, впервые появились именно
в Macintosh. Нередко эти особенности появлялись столь рано, что в тот момент
возможность их массового применения практически отсутствовала. Так, поддержка
USB в Mac OS появилась тогда, когда USB-устройств еще практически не было, за
исключением некоторых очень дорогих.

Список программного обеспечения и оборудования, совместимого с Mac OS, крайне
невелик по сравнению с аналогичным списком для Windows. В целом это упростило
конечным пользователям решение задачи конфигурации данной операционной системы,
но в то же время привело к более высокой цене на Macintosh по сравнению с Windows-совместимыми
компьютерами.

Однако начиная с Windows 95 новые версии Windows все лучше и лучше поддерживали
возможности, характерные ранее только для Mac OS, и это привело к сокращению
доли рынка, занимаемой Mac OS. Свою роль сыграло и то, что в Mac OS поддержка
многозадачности существенно ограничена по сравнению с Windows, а это создает
определенные неудобства в работе пользователей

Список игр для Mac OS до середины
90-х годов также был невелик, да и сама компания Apple в то время ничего не
предпринимала для того, чтобы привлечь внимание разработчиков игр, а ведь, по
данным многих аналитиков, наличие игр — далеко не маловажный фактор при принятии
решения о приобретении нового аппаратного обеспечения и операционной системы

Из последних по времени особенностей Mac OS отметим великолепную поддержку цифрового
видео. Все последние модели компьютеров Apple оснащены портом FireWire, средствами
редактирования цифрового видео, а новейшие версии компьютеров серии G4 обладают
возможностью записи DVD

Недавно компания Apple обратила, наконец, свое внимание
на разработчиков развлекательного программного обеспечения, и в последнее время
появились игры для Mac OS

Дальнейшим развитием Mac OS стала операционная система Mac OS X, в создании
которой принимали участие университетские ученые. Эта операционная система основана
на BSD UNIX. В 1999 году версия Mac OS X Server была выпущена в виде продукта
Open Source (программное обеспечение, распространяемое свободно, код которого
не является чьей-либо собственностью). Это должно позволить разработчикам адаптировать
Mac OS X для нужд их заказчиков, а также привлечь разработчиков к дальнейшему
развитию этой операционной системы.

Особенностью Mac OS X является наличие менеджера виртуальной памяти, автоматически
выделяющего память для приложений (в прежних версиях Mac OS это нужно было делать
вручную), возможность полной изоляции приложений друг от друга, поддержка многозадачности,
сравнимая с аналогичной поддержкой в Windows. Пользовательский интерфейс в этой
операционной системе также существенно изменился — появились пиктограммы, меняющие
свой вид в зависимости от состояния приложения, средства доступа к дискам и
файлам на рабочем столе и иные приятные мелочи.

В Mac OS X имеются эмулятор предыдущих версий Mac OS, средства редактирования
графических изображений, встроенная поддержка OpenGL. Что касается поддержки
Интернета, то Mac OS X включает средства редактирования Web-сайтов, почтовый
клиент (что, естественно, не ново), средства управления паролями для доступа
к Web-ресурсам, а также 20 Мбайт дискового пространства на серверах Apple для
хранения документов и данных.

Хотя Mac OS X представляется многообещающей операционной системой, производители
программного обеспечения пока не спешат создавать для нее приложения

Достаточно
осторожно относятся к ней и корпоративные пользователи. Остается надеяться,
что этот период не затянется надолго

На что способна новая Лада Нива 4×4

Впрочем, в этом нет ничего удивительного, несмотря на то, что Нива не имеет рамной конструкции кузова, производителю удалось оснастить автомобиль задним неразрезным мостом, независимой передней подвеской с постоянным полным приводом, понижающими передачами и возможностью блокировки межосевого дифференциала с распределением момента 50\50. Ваз Нива оснащается древним, по сегодняшним меркам, атмосферным мотором объемом 1.7 литра, который выдает всего (83 л.с.) при 128 Нм крутящего момента. И, даже с ним, Нива способна преодолевать очень сложные участки дороги и глубокий брод, а на разбитой грунтовке автомобиль чувствует себя как «рыба в воде». В случаях, когда Ниве не хватает мощности двигателя, и если говорить откровенно, в натяг едет она не очень (к примеру, на затяжном подъеме), всегда можно взять разгон, да побольше, и заехать ходом. Благо, подвеска и геометрия позволяет.

Угол въезда составляет фантастические, для серийного автомобиля, 40 градусов, угол съезда – 32, рампы – 24, и это при том, что дорожный просвет не превышает 220 мм. Стоит отметить, что самая низкая точка (210 мм) находится под редуктором заднего моста, не внушает доверия и защита картера. Если говорить о комфорте, то стоит признать, что в Ниве неплохо потряхивает, но чтобы пробить подвеску — нужно очень сильно постараться. По этим показателям Ниве могут составить конкуренцию только «Сузуки Джимни» и трехдверный «Ленд Ровер Дефендер«. Но стоит отметить, что оба автомобиля — полноценные рамные вездеходы, а их рыночная цена сопоставима с табуном Нив.

Что же касается способности Нивы преодолевать водные преграды, то здесь следует отметить пару моментов. Во-первых – воздухозаборник находится на уровне правой фары и выходит вперед, стоит отметить, что производитель учел тот факт, что на автомобиле будут «плавать» и защитил воздухозаборник пластиком, но не настолько хорошо, чтобы о нем можно было не думать. Если с идиотничать и сильно поднять волну, то залить мотор не составит большого труда, поэтому, многие собственники решают данную проблему установкой шноркеля. Такое решение позволяет забыть не только о возможном гидроударе, но и проблемах, связанных с электроникой, так как электронные блоки управления автомобиля спрятаны в салоне. Поэтому, можно смело сказать, что к водным процедурам Нива подготовлена неплохо. Единственное, о чем не следует забывать, так это о том, что салонный фильтр и вентилятор печки находится под лобовым стеклом, поэтому, нырять очень глубоко — не стоит.

Салон

Кстати, если зальет салон, то это не такая уж и большая проблема, дело в том, что производитель предусмотрел такой вариант и подобрал соответствующие материалы отделки салона, а также сделал достаточно большое количество сливов, поэтому, при желании, салон даже можно мыть Керхером.

Брать или не брать?

Если рассуждать о том, какую Ниву лучше купить, то ответ будет однозначным – обычную «Ниву» либо «Ниву Эльбрус», но, если планируете постоянно месить грязь, то ни в коем случае не берите «Ниву Урбан». Потому что Нива Урбан это как «Гелендваген AMG», то есть внедорожник, который реально может, но на котором не стоит съезжать с асфальта. У Нивы Урбан проблемы такие же, как и у Гелика, а именно — шоссейная резина, большие свесы и хрупкие бампера. Во-первых, все это сильно ухудшает геометрическую проходимость, а во-вторых, как для внедорожника, это сделано бестолково.

Так, например, если Вы зацепите кочку внутренней стороной бампера, то он, как ковш, вцепится в препятствие и будет «порван» или «оторван». Также, на версии Урбан, вместо интегрированных проушин, как и на обычных современных автомобилях, необходимо вкручивать крюк. С одной стороны, это удобно: благодаря высокому расположению Вам не придется лезть под машину и лишний раз пачкаться, цепляя трос. Но, при этом, для троса остается только две точки крепления вместо четырех, что не всегда удобно. Впрочем, если всерьез собираетесь месить грязь на Ниве, то нужно усиливать крепления в любом случае, иначе рискуете «порвать» своего любимца в прямом смысле этого слова.

Безумству храбрых поем мы песню

На деле все удобно и быстро. Но очень топорно

Итак, для простого российского пользователя «Эльбрус» окажется неподъемно сложным. И совершенно бесполезным.

Представить себя рутинную офисную работу в этой системе можно, но зачем? Есть Mint, Ubuntu и множество других бесплатных операционных NIX-систем. Куда более дружелюбный к пользователю.

Реальный пользователь «Эльбруса», впрочем, с таким задачами не сталкивается. Удел этих систем — работа на безопасность страны: включил, открыл нужный пакет и ни шагу влево.

Набор компонентов достаточен. Установка из стандартных источников запрещена, есть свои репозитории

Красивая удобная оболочка здесь просто не нужна: она потребляет и без того ограниченные ресурсы ПК. Из-под окна секретной бухгалтерии или пакета для наладки ракетного комплекса красота не видна.

Однако для начинающих разработчиков «Эльбрус» станет окном в оборонную промышленность (в частности, адаптации по него существующих программ). И в современных условиях это довольно интересная возможность.

Безрадостное окружение российского секретчика

Старт системы. Фото без фильтров сегодня смотрятся не очень

По умолчанию «Эльбрус» устанавливается без графической оболочки в режиме командной строки.

Для запуска привычного рабочего стола придется ввести пару команд. Или установить соответствующий флаг при установке ОС.

В таком случае после удачной установки пользователя встречает фото одноименного горного пика.

Знаменитая фотография (в довольно паршивом качестве из-за повышенного сжатия) предлагает войти в систему исключительно под аккаунтом user.

Часть рабочего стола скрыто из-за дефолтного соотношения сторон 4:3

И в «виртуалке» моментально выявляется ещё один глюк с пропавшим меню. Оно оказывается за пределами экрана.

Соответствующая настройка возвращает правильные пропорции и показывает классический «линуксоидный Пуск» в стилистике Win 98.

Визуально система упрощена до безобразия: выглядит чуть лучше ОС на одноплатных компьютерах. Все на месте, все привычно — и всё равно как-то не по себе.

Зарождение

Идея создать внедорожник, не похожий на остальные, родилась в 1971 году. Он стал первым проектом автомобиля, находящимся полностью в ведении АвтоВАЗа — который до тех пор производил только советские версии Fiat 124 (которые в Бразилии продавались под именем Lada Laika).

На разработку новой модели, получившей название ВАЗ-2121, ушло пять лет. Замысел создать «цивилизованный 4×4» для своего времени был весьма оригинален. Многое «Нива» унаследовала от советского опытного джипа ИЖ-14 (1972), который не был запущен в серийное производство. И дизайнеры АвтоВАЗа могли свободно совершенствовать детали механики.

Ведущими конструкторами новой модели были инженеры Владимир Соловьев и Петр Прусов, которые в итоге окрестили свое детище весьма необычным способом. У Прусова было две дочери: Наташа и Ирина, а у Соловьева два сына: Вадим и Андрей. Из акронима первых букв этих имен и возникла «Нива».

Джип появился в продаже в 1977 году, и совсем скоро стало ясно, что этот внедорожник значительно отличается от уже существовавших. Через год после выхода «Нивы» ее продажи за рубежом превышали продажи в самом Советском Союзе. В 1979 году модель была признана одним из трех лучших автомобилей в мире (и заметьте, что в жюри не было советских журналистов…). Единственная «Лада», продаваемая в Японии, «Нива» была тщательно разобрана Сузуки во время проектирования первой «Витары» (1988). И японские инженеры без всякого стеснения признавались в том, каков был источник этого вдохновения, во время своего визита на фабрику Лада/ АвтоВАЗ в Тольятти назвав Прусова «соавтором “Витары”»…

В середине 90-х годов General Motors и АвтоВАЗ создали совместное предприятие, а название Chevolet Niva стало использоваться для модели более современного вида.

Тем не менее, оригинальная «Нива» продолжает выпускаться в серийном производстве и до сих пор сохраняет основной стиль 70-х годов, претерпев изменения только в механике (с установкой дизельного двигателя 1,7 в качестве альтернативы бензиновому 1,6-литровому (автор статьи ошибся, у машины один двигатель бензиновый 1,7 — прим. ред.)). Чтобы не создавать путаницы со своим младшим братом, модель, запущенная в 1977 году, в настоящее время продается под названием Lada 4×4.

Характеристики

Технические характеристики
Набор микросхем 4 центральных процессора Эльбрус-4С (4 ядра, 750 МГц)2 контроллера периферии КПИ
Оперативная память 12 слотов DIMM DDR3-1600 registered ECCустанавливается до 192 Гбайт
Долговременная память 3 отсека 3,5″ SAS/SATA с горячей заменой8 портов SATA 2.0, поддерживаются накопители HDD и SSD AHCI1 слот CompactFlash, установлена карта объёмом 16 Гбайт
Видеосистема 1 встроенный контроллер Silicon Motion SM718
Аудиосистема 1 встроенный контроллер Cirrus Logic Crystal CS4281
Внешние интерфейсы 2 порта сети Ethernet 10GBase-SR с разъёмами LC (опция)2 порта сети Ethernet 1000Base-T с разъёмами RJ-452 порта сети Ethernet для модуля управления BMC (опция)2 порта периферии USB 2.0 с разъёмами типа A1 порт консоли RS-232 с разъёмом DE-91 порт видео с разъёмом VGA
Внутренние интерфейсы 1 колодка AC’97 Audio с разъёмом 9-pin1 порт USB 2.0 с разъёмом типа A2 колодки USB 2.0 с разъёмами 10-pin для 2 портов каждая2 колодки RS-232 с разъёмами 10-pin6 колодок JTAG с разъёмами 10-pin8 разъёмов PWM 4-pin для вентиляторов, 6 занято
Слоты расширения 1 отсек для низкопрофильных карт (райзер — опционально)1 слот для карты скоростного ввода-вывода формата PCI-E x32— используется только для КСВВ ЛЯЮИ.469535.1372 слота PCI Express 1.0 формата x16, работают как 2×82 слота PCI 2.0 формата 32 бита 5 вольт, частота 33/66 МГц1 слот для модуля удалённого управления формата SO-DIMM
Системный блок корпус формата 19″/1U, материнская плата формата SSI MEB (SWTX)габариты 482×44×741 мм, вес 20 кг1 блок питания мощностью 1400 Вт, потребление до 280 Вт6 вентиляторов в основном отсеке (40 мм)2 вентилятора в блоке питания (40 мм)
Эксплуатационные параметры
Электропитание 220 В ± 10 %, 50 Гц ±2 %
Условия эксплуатации умеренно холодный климат (УХЛ), группа 1.1 по ГОСТ 15150температура +5…+40 °C, предельная температура −10…+50 °Свлажность 45…85 % без конденсатадавление 630…800 мм рт. ст.
Условия хранения согласно группе 1 (Л) по ГОСТ 15150температура +5…+40 °Cвлажность до 80 % максимум, до 65 % во влажный период
Документация ЛЯЮИ.301444.011

Зачем России своя ОС и свои процессоры

При конкурентной цене эта плата могла бы стать лучшим NAS на рынке

Предполагая жуткий хайп вокруг темы, поспешу предупредить горячих читателей, не связанных с оборонной промышленностью и военной службой: «Эльбрус» нужен, но не для пользовательских задач.

Практические примеры применения этих систем упоминаются вскользь: в СМИ были упоминания о внедрении портативных «Эльбрусов» в ракетных войсках (диагностика? управление? координация?), атомной промышленности и радиолокационных станциях.

Так ли это на самом деле, неизвестно. Однако точно можно сказать, что выпущенный на Тайване «Эльбрус» в случае санкций можно будет выпускать в России, разве что цена вырастет.

Один из военных вариантов «Эльбруса»

Производительности хватит для любых базовых задач. Кроме того, «Эльбрусы» должны легко собираться в многопроцессорные системы вплоть до суперкомпьютеров.

Там, где важна надежность, даже на Западе используют Fortran, ADA и ламповую технику. Куда страшнее, если атомной электростанцией будут управлять компьютеры с закладками неизвестных индийских разработчиков.


iPhones.ru

Впечатления от российской военной операционной системы.

Разработки МЦСТ

Цепочка наработок привела к разработке в 2018 году сильно модифицированной версии последнего процессора Эльбрус-8СВ. Серийный выпуск его запланирован на 2020 год. Основной показатель русского ЦП – вычислительная мощность – 580 гигафлопс одинарной точности и продвинутая микросхема. Мощность 8СВ более чем в 100 раз превышает такие же показатели первого ЦП из этой линейки.

Микросхемы содержат от одного до 8 ядер, в том числе микросхема со встроенным графическим ядром. Используемые технологии от 130 нм до 28 нм.

Специфика данных микропроцессоров в том, что система команд российская. Она была разработана специалистами компании АО «МЦСТ». Имеет много общего с системой команд Эльбрус-3.

Современный процессор выдает до 25 операций в такт (8С и 8СВ) и является универсальным (работает практически с любым программным обеспечением).

Наработки компании

Так как МЦСТ сами разработали систему команд и используют нестандартный подход, ими была разработана и сама логика процессора самостоятельно. Это не какая-нибудь лицензированная версия процессоров ARM, Intel и прочих. Это самостоятельная разработка в России.

 В России разработаны:

  • логика самого ядра;
  • топология микросхемы;
  • функциональные блоки, что есть в МПЦ помимо самого ядра (кэш-память, контроллер памяти, периферийные контроллеры для обеспечения каналов ввода-вывода);

Некоторые блоки приходится брать у других фабрик, лицензировать и применять к собственным наработкам. К сожалению, так устроена цепочка строения микропроцессоров, и компания МЦСТ не может разрабатывать все. Но это не является препятствием, чтобы считать процессор не российским.

Процесс построения

Разработка ЦП – это довольно схожий процесс с разработкой программного обеспечения. Описание основных логических блоков ведется на языке высокого уровня:

  • Verilog;
  • HDL;
  • Иные схожие по форме с языком программирования С.

Когда разработчик описал какой-то логический узел, он транслирует это описание на языке высокого уровня в логические цепочки. Дальше идет интеграция в единый проект наработок компании МЦСТ и наработки от других компаний (например, логические и физические блоки, что реализуют внешний контроллер) Если сравнивать с программированием софта – это аналог внешних подключаемых библиотек.

Далее, создается топология – финальное размещение всех логических цепей вместе с транзисторами и лицензированными блоками (выдаваемые в виде готовых кусков топологии) на кристалле, и обеспечение полноценного функционирования работы этого кристалла. Это сродни аналогу компиляции программы вместе со всеми библиотеками и сборки в один исполняемый бинарный файл.

В конечном счете получается топология, как набор рисунков – фактические рисунки дорожек. Это рисунки слоев, из которых будут получаться транзисторы и другие активные и пассивные элементы. Позже, эти рисунки отдаются на фабрику.

Фабрика делает логически простую, но в то же время тонкую и сложную операцию:

  • переносит эти рисунки на поверхность кристалла;
  • проводит травление;
  • проводит легирование.

То есть запускает целый цикл технологических операций для переноса на кремниевую пластину слоев, которые в сумме создадут работающую микросхему на кристалле.

Но сам по себе кристалл нельзя использовать, поэтому вместе с ним создается подложка – это фактически часть корпуса микросхемы. Пластина является миниатюрной печатной платой.

На эту печатную плату напаивается кристалл. У последнего есть специальные контакты, что запаиваются на контактной площадке на подложке. Подложка разводит контактные площадки до контактных площадок на нижней стороне микросхемы.

Все операции делаются с помощью специализированных средств разработки системы автоматического проектирования (САПР).

Контроллер для процессора и печатная плата тоже являются отечественной разработкой, потому как материнские платы зарубежных компаний не подходят под данную линейку процессоров.

Материнская плата для процессоров Эльбрус использует как отечественные наработки для установки самого ЦП, так и наработки других компаний, для подключения жестких дисков, оперативной памяти, графических карт и прочих устройств, необходимых заказчику.

Планы на будущее

Останавливаться на достигнутом МЦСТ не собирается, поэтому в 2021 году будет запущено серийное производство разрабатываемого ныне процессора Эльбрус-16С. Это будет шестнадцати ядерный ЦП с производительностью в 750 Гфлопс/с двойной и 1,5 Тфлопс/с одинарной точности.

Как и 8СВ, это будет ЦП пятого поколения архитектуры. Из особенностей можно выделить:

  • Использование системы на кристалле для внесения «южного моста» в ЦП;
  • Поддержка виртуализации на аппаратном уровне, в том числе в кодах Интел x86/64;
  • Рост производительности ядра за счет поддержки динамической оптимизации.

Обещается применять техпроцесс 16 нм с количеством применяемых транзисторов около 6 млрд на площади кристалла в 400 кв. мм.

Цена при массовом производстве станет доступной для потребителя. Адекватная стоимость российских процессоров Эльбрус и доступность на их базе персональных компьютеров сможет привлечь многих пользователей работать с отечественной экосистемой.

История

Эльбрус – это линейка российских микропроцессоров. Исторически так сложилось, что первым прообразом современных процессоров Эльбрус послужил суперкомпьютер Эльбрус-3. К сожалению, он не был полностью собран, а только в виде несколько шкафов. Наладка не была доведена до конца, и эти шкафы разобрали.

Но идеи, что закладывались в Эльбрус-3, не канули в лету и возродились в первом российском микропроцессоре Эльбрус. Его выпуск припал на 2007 год.

На протяжении следующего десятилетия ЦП совершенствовались, увеличивалась их мощность в гигафлопсах, уменьшались нанометры в техпроцессе. Значимыми достижениями стали разработки процессоров Эльбрус-2С+, Эльбрус-4С, Эльбрус-8С.

Установка. Кошмар системного администратора

Скачивание — не единственная проблема, с которой пришлось столкнуться. «Эльбрус» оказался крепким орешком.

Установка через виртуальную машину Virtual Box выглядела тривиальной задачей, но на практике превратилась в несколько ночей шаманизма.

Установка «Эльбруса»

Сюрприз: минимальные системные требования системы не совпадают с заявленными и выясняются на практике методом научного тыка.

Для самой системы хватает и 512 Мб ОЗУ, но распаковка в автоматическом режиме на диск меньше 50 Гб (разделение на скриншоте) невозможна.

Без дополнительных разделов каждая вторая установка «Эльбруса» сваливается в ту или иную ошибку. Как это занимает 20 Гб, ума не приложу.

Случайно нажатие кнопки клавиатуры приводит к прерыванию

Да и с ними мороки оказывается не меньше: процесс происходит с обязательными ошибками, графическая оболочка и ряд других пакетов может не установиться, слетают учетные записи.

Для установки на жесткий диск требуется SATA 2.0 и ниже, а также DVD-привод. С USB установка невозможна (по крайней мере, у меня с дефолтными настройками не вышло).

Технические характеристики

В таблице представлены характеристики эксплуатируемых и вскоре вводимых в эксплуатацию процессоров.

Эльбрус

1С+

8СВ

Архитектура

VLIW

Версия 4

Версия 4

Версия 5

Тактовая частота

0.8 ГГц

0.6 — 1 ГГц

1.3 ГГц

1.5 ГГц

Кол-во ядер

4

1

8

8

Производительность одинарной точности

24 GFlops

250 GFlops

576 GFlops

Производительность двойной точности

12 GFlops

125 GFlops

288 GFlops

Кэш-память L1

64 + 128 Кбайт

Кэш-память L2

8 Мбайт

2 Мбайт

512 Кбайт x8

512 Кбайт x8

Кэш-память L3

16 Мбайт

16 Мбайт

Кол-во транзисторов

986 млн

375 млн

2,73 млрд

3,5 млрд

Техпроцесс

65 нм

40 нм

28 нм

28 нм

Площадь кристалла

 —

122 кв. мм.

321 кв. мм.

350 кв. мм.

ОЗУ, тип

DDR3/1600 ECC

DDR3/1600

DDR3/1600 ECC

DDR4/2400

ОЗУ, max

 —

32 Гб

64 Гб

64 Гб

Серийный выпуск

2014

1 квартал 2016

2016

2020

4 место – Windows 10

Совсем не удивительно, что в рейтинг ОС попала разработка компании Microsoft. Однако большая часть пользователей значительно удивится, не увидев столь популярный продукт на первой позиции.

Это наиболее удачная версия операционной системы, но все же столь невысокое место обозначено именно популярностью. Так как ПО пользуется большим спросом, под него и разработано наибольшее количество разнообразных вредоносных программ и вирусов. Таким образом, надежность и безопасность оказываются не на самом высоком уровне.

В этот раз разработчики действительно постарались, выпуская Виндовс 10. Если в предыдущих версиях был плиточный интерфейс, что не радостно встретилось публикой, то сейчас можно самостоятельно определить, как именно будут отображаться все папки и файлы.

Отлично себя показывает и сервисное обслуживание, почти каждую неделю владелец лицензионной версии будет получать различные обновления. Причем именно благодаря им иногда удается предотвратить серьезную вирусную атаку.

Плюсы:

  • наличие кнопки «Пуск»;
  • удобный интерфейс;
  • постоянные обновления;
  • возможность голосового управления системой;
  • встроенный антивирус отлично справляется со своими задачами;
  • быстрая работа системы в целом;
  • неограниченное количество рабочих пространств.

Минусы:

  • отсутствует конфиденциальность информации: система собирает все данные о действиях пользователей, плюс идет мониторинг на наличие пиратских программ от компании;
  • платное обновление до текущей версии.

Возможности

Для инициализации всех компонентов готового компьютера на Эльбрусе применяется аналог BIOS, именуемый программой начального старта. Она способна выполнить подготовительные работы при запуске и передать управление на загрузку операционной системы.

Windows или Linux применить в таком варианте компьютера невозможно. Используются собственные ОС от МЦСТ. Их за все время появилось несколько, и все их объединили под названием «Операционные системы Эльбрус». Вскоре, вместе с серийным выходом Эльбрус-8СВ выйдет новая ОС Эльбрус-linux – на основе ядра linux. По составу пакетов последняя ОС близка к Debian 9 версии.

Приложения с открытым исходным кодом без особых проблем портируются на Эльбрус-linux. Игры с Open Source тоже были перенесены и запущены на процессоре Эльбрус 4 поколения (4 ядра, 800 МГц). Например:

  1. Консольный Doom 3.
  2. The Elder Scrolls III: Morrowind.
  3. Counter strike 1.6.

Такие игры были портированы командой МЦСТ. Разработчикам пока что не выгодно портировать игры под систему Эльбрус, потому как прибыли с этого на данном этапе развития экосистемы они не получат. Но не исключено, если исходники современных популярных игр (Dota 2, GTA 5, PUBG) будут в руках разработчиков, они смогут их скомпилировать и без проблем запустить на ПК.

Какой-такой «Эльбрус»?

Один из процессоров семейства «Эльбрус»

ОС Эльбрус (OSL) является дистрибутивом Linux (на базе Debian) для процессоров архитектуры «Эльбрус 2000» и «Эльбрус-90микро».

Эти процессоры, как и система, разработаны в России в частной компании МЦСТ, который оказывается единственным российским промышленным серийным производством электронных компонентов на данный момент.

Основная масса процессоров «Эльбрус» разработана на базе архитектуры SPARC, коренным образом отличающейся от привычной нам x86/64.

Демонстрационный компьютер МЦСТ

Ближайший массовый аналог — ARM-процессоры, однако вместо высокоуровневых языков и команд для управления SPARC используются простые базовые команды. В случае «Эльбруса» это собственный набор под названием Elbrus.

Существует несколько вариантов системы на базе единого Общего Программного Обеспечения (ОПО) «Эльбрус»:

  • ОС «Эльбрус»: портированная версия Debian 8.11 для процессоров «Эльбрус»;
  • PDK ОС «Эльбрус»: та же система с набором разработчика;
  • ОС «Эльбрус» (х86): система для обычных x86/64 на базе LFS, совместимая с системой команд Elbrus.

Появление «Нивы» в Бразилии

Когда в 1990 году президент Фернанду Колор (Fernando Collor) вновь открыл границы Бразилии для импортных автомобилей, одна из первых прибывших моделей вызвала немалое удивление: это была советская Lada Niva.

С 70-х годов не претерпевший визуальных изменений, стиль «Нивы» напоминал смесь Variant´а с Fiat 147 — в чем отчасти заключалась ирония, поскольку сам Колор в оправдание импортного вторжения называл бразильские автомобили «телегами».

В концептуальном плане, «Нива» в достаточной степени отличалась от известной нам модели 4×4. Это был первый внедорожник с несущим кузовом вместо рамы, отделенной от кузова. У нее также была независимая передняя подвеска. С точки зрения комфорта, легкости и простоты вождения она была намного ближе к легковой машине, чем к Jeep Willys или Toyota Bandeirante.

Передние спиральные пружины, дисковые тормоза и постоянный полный привод числились среди прочих характеристик «Нивы», в то время редко встречавшихся у обычных джипов.
Lada 4×4 Elbrus Edition

Проблемы? Да, были… Начать с той же душной кабины, неудобных сидений и высокого уровня потребления топлива. Но самым большим неудобством стала сеть автосервисов «Лада» в Бразилии. Дилеры в большинстве своем оказались неподготовленными. Они были набраны в спешке и без особого контроля.

«Тропикализация» автомобилей также проходила не самым лучшим образом — и трудности возникали при выполнении самых простых задач, как на автозаправках, так и в случае с карбюратором, который разъедал наш бензин, смешанный с этанолом (советские производители этого не учли…).

Да и конечная инстанция по контролю качества Lada (или АвтоВАЗ) в Тольятти была явно не на высоте. Так, самим владельцам «Нив» приходилось «завершать» заводской сервис, меняя неисправные детали, в то время как автомобиль был на гарантии.

После того, как все наконец начинало функционировать должным образом, джип показывал всю свою мощь на здешних дорогах — в большинстве своем намного более легко проходимых, чем в Сибири. До сегодняшнего дня, 18 лет спустя после того, как «Лада» покинула Бразилию, у «Нивы» по-прежнему бесчисленное множество поклонников и хорошая репутация.