Полицейский уаз

«Спасибо за такого хорошего сына!»

На момент смерти Сергею Щербакову было 27. Парень вырос в обычной казанской семье. Мама Альзира — бухгалтер, папа Валерий — высотник. Еще осталась младшая сестра — 16-летняя Элина.

Сергей с детства мечтал о путешествиях, и после 9-го класса выучился на менеджера по туризму. Добровольно ушел в армию, попал в ВВС, всегда был на хорошем счету. Вернулся со множеством грамот.

— Он из армии привез благодарственное письмо. Я туда ездила к нему, и он был единственным солдатом, которого командир лично проводил до поезда. И он нам, родителям, сказал: «Спасибо вам, за такого хорошего сына», — рассказывает мама Сережи.

После армии Сергей увлекся кулинарией, готовил на всю семью и даже поработал поваром в казанских кафе и ресторанах. Позже новым хобби, а затем и профессией стала IT-сфера. Сотрудничал с несколькими фирмами, работал в основном из дома. Самостоятельно выучил технический английский и планировал перебраться на работу в Таиланд. Детскую мечту о путешествиях не забывал и постоянно ездил по миру, занимался рафтингом и дайвингом. По словам друзей, всегда был в спортивной форме, следил за собой.

Фото из семейного архива

Салон УАЗ Патриота

В салоне УАЗ Патриота могут поместиться 9 человек, и багажник большой, в который можно закинуть немало вещей и другой провизии.

За то время, которое производят УАЗ Патриот, его салон стал значительно лучше, стали использовать более качественный пластик на панели приборов, также сама панель была улучшена, на ней стало меньше приборов, благодаря чему, управление автомобилем стало более комфортным. У Патриота высокая посадка, поэтому когда едешь, отлично видно дорогу.

В Патриоте стоит современная аудиосистема с USB-портом, в которой есть громкая связь, благодаря которой можно общаться по телефону, не держа телефон в руках. Также между сиденьями есть специальная ниша, в которой легко может поместиться много различных вещей. Также сама отделка салона, в целом, улучшилась, если сравнивать с более старыми автомобилями. Сиденья – мягкие с подголовниками, поэтому теперь, когда едешь за рулем Патриота – не устаешь.

В новом УАЗ Патриоте есть электростеклоподъемники на передних дверях, а на зеркалах заднего вида есть подогрев и регулировка с помощью электропривода. Есть кондиционер с пультом управления, поэтому ездить летом стало еще более комфортно, а также для задних пассажиров предусмотрена дополнительная печка, что очень актуально в зимнюю пору.

Основой для модели послужил УАЗ-3162 «Симбир».
Первоначально модель называлась УАЗ-3162Т, затем претерпев косметические изменения УАЗ-31622-100

Один из первых тестов в журнале За Рулем. На борту отчетливо видно, что машина называется «Симбир»

На выставке MIMS в Москве, в 2001 году, на Красной Пресне УАЗ-Патриот все еще назывался УАЗ-3162. Из интервью с Вадимом Швецовым на выставке: Обновленный Симбир пойдет в серию в 2003 году и будет продаваться за $9000-12000. А к 2005 году объем выпуска достигнет 50-60 тысяч в год.

Но жизнь распорядилась несколько иначе — в 2003 году автомобиль только лишь был показан на выставке MIMS в Москве (уже как УАЗ-3163
), а в серию автомобиль был запущен только в августе 2005 года
.

Зато сразу же были введены понятия «комплектация», доселе «неизвестные» на УАЗе.
Первоначально их было две: Classic
и Comfort
. Затем добавилась третья Limited
. В минимальной комплектации УАЗ-Patriot стоил 385000 рублей или 13800$

Салон на всем протяжении истории модели модернизировался.
Начиналось все с УАЗ-3162 Симбир

Потом УАЗ Патриот 2005 года

Оснащение и технические характеристики

Параметры машины

Основной характеристикой любого автомобиля всегда является его двигатель и показатели, которые он может дать на дороге. УАЗ Патриот имеет два варианта силовой установки. В первом случае это дизель производства Заволжского моторного завода ЗМЗ-51432. Имея объем d 2,3 л, данный мотор выдает мощность в 116 л. с., что позволяет ему развивать по трассе максимальную скорость в 135 км/час.

Это, конечно, не является впечатляющим результатом, но если учесть вес машины, состояние отечественных дорог и действующие ограничения по скорости, то большего и не нужно. Кроме того, немаловажным фактором является расход топлива. По трассе такой двигатель расходует до 10 литров солярки на 100 км пробега. В условиях бездорожья и в городском режиме расход может повышаться до 15 л/100 км. Бензиновый двигатель ЗМЗ-409.10, работающий на топливе марки АИ-92, имеет объем в 2,7 л и мощность в 128 л. с. Это позволяет разогнать УАЗ Патриот по шоссе до 150 км/ч, но то же время придется ощутимо потратить горючее – масса автомобиля сказывается.

Так, на 100 км пробега при скорости в 90 км/ч расходуется 11,5-12 литров бензина, а при 120 км/ч – все 15,5-16 литров. В городском режиме и по бездорожью двигатель потребляет до 20 л/100 км. Но учитывая уровень благосостояния российских граждан и символические цены на топливо, с этим можно легко смириться. Для того чтобы не возить с собой в багажнике канистры с топливом, обе модификации автомобиля оборудованы баком на 87 л, что позволяет совершать длительные переезды без дозаправки. Коробка передач на УАЗ Патриот установлена механическая, пятиступенчатая. В ближайшие три-четыре года завод-изготовитель планирует установить коробку-автомат.

Колесная формула 4×4 и 2-ступенчатая раздаточная коробка позволяют внедорожнику достичь довольно хорошей проходимости. Количество мест в салоне увеличено с 7 (5+2) до 9 (5+4) за счет как общего увеличения салона, так и увеличенных размеров багажника. Теперь в багажнике установлено по одному 2-местному сидению с каждой стороны. Габариты салона позволяют перевозить в нем семью из 6-9 человек с вещами или 5 взрослых мужчин в зимней одежде с комплектом снаряжения, запасом топлива и продуктов.

«Сам вызывай скорую!»

— У него были открытые глаза. Я обрадовался — думал живой. И глаза, как будто на меня смотрят. Я: «Серега, Серега, ты живой?!». Смотрю во рту кровь набирается. Я ему голову набок, чтобы не захлебнулся. Стал ругаться с сотрудниками, начал на них орать: «Вызовите скорую, помогите!», у меня телефона не было, разбил его там. А они мне: «Сам вызывай». Потом кто-то все-таки вызвал. Я говорю: «Окажите первую помощь, вас же учили!». Но они ничего не сделали. Так спокойно вышли из машины, никто из них не подбежал, даже не подошли к Сергею, не наклонились к нему, даже пульс не проверили у него, — возмущается бездействием сотрудников Александр.

По его словам, у Сергея на спине была большая ссадина и кровь на затылке. Буквально через минуту рядом остановилась проезжающая машина. Молодые люди из нее, по словам Михайлова, начали снимать происходящее на видео: «Я им еще говорил на камеру: «Вот сотрудники стоят и ничего не делают, и никакой первой помощи не оказывают».

Куда делись те очевидцы, Михайлов уже не знает. Подъехал другой полицейский автомобиль, и его пересадили в него и увезли в участок. Там с ним, по его словам, побеседовали сотрудники прокуратуры и закрыли в СИЗО. Вышел из-под стражи Александр только 7 июня. Даже на похороны к близкому другу не попал.

«По этой машине проводится экспертиза»

Альзира Щербакова написала заявление в Следственный комитет, требуя наказать виновных в смерти сына. «Доследственная проверка по факту смерти этого задержанного пока не завершена, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступной халатности (ст. 293 УК РФ), — сообщили «Реальному времени» в Следкоме по РТ.

В МВД по РТ комментировать обвинения родителей погибшего в адрес своих сотрудников также не стали. Хотя министерство проводит собственную служебную проверку инцидента:

— Проверку в отношении сотрудников полиции проводит Следственный комитет. У нас тоже проводится своя проверка, материалы будут переданы в Следком, — сообщил заместитель начальника отдела пресс-службы МВД по РТ Максим Костромин.

По его словам, полицейский УАЗ, который доставлял Щербакова в участок, сейчас также проверяется: «По этой машине проводится экспертиза». Напомним, что на следующий день после Сергея, в полицейской машине умер еще один задержанный.

Василя Ширшова, Ирина Плотникова

Варианты и модификации

Гражданские

  • УАЗ Патриот Дизель (УАЗ-31631, УАЗ-31638) — модификация Патриота с импортным турбодизелем IVECO F1A (от Fiat Ducato) рабочим объёмом 2,3 л и мощностью 116 л. с., экологического класса Евро-3, средний расход топлива на скорости 90 км/ч 9,5 л/100 км. Серийно производился с августа 2008 года по апрель 2012 года. С мая 2012 производится модификация УАЗ-31638 с отечественным турбодизелем ЗМЗ-51432 экологического класса Евро-4. В настоящее время не выпускается.
  • УАЗ Карго (УАЗ-23602) — коммерческий пикап на базе УАЗ-3163, но с удлинённой до 3000 мм колёсной базой, короткой 2-местной кабиной и трёхбортовой платформой типа 3303. Серийно производился с февраля 2008 года до 2011 года. В 2013 году выпуск модели был возобновлён. В 2017 году выпуск остановлен в связи с началом производства УАЗ профи.

УАЗ-23632

  • УАЗ Пикап (УАЗ-23632) — пикап со сдвоенной 4-дверной 5-местной кабиной на базе УАЗ-3163, с удлинённой до 3000 мм колёсной базой. Серийное производство начато в августе 2008 года.
  • УАЗ Патриот Спорт (УАЗ-3164) — короткобазная версия базового автомобиля (колёсная база уменьшена на 360 мм и составляет 2400 мм, длина автомобиля — 4340 мм, объём багажного отделения сократился до 750 литров) позиционируется разработчиками как автомобиль «для молодых и активных людей». От базовой модели УАЗ Патриот Спорт отличается более узкими проёмами задних дверей и функционально является преемником УАЗ-3160. За счёт более коротких свесов новинка будет обладать лучшей проходимостью и меньшим радиусом разворота. Для УАЗ-3164 предлагаются два 2,7-литровых бензиновых двигателя — ЗМЗ-40904 мощностью 128 л. с.(в комплектации Limited) и дефорсированный 112-сильный ЗМЗ-4091 (в комплектациях Classic и Comfort). Трансмиссия — 5-ступенчатая МКПП от корейской Dymos Inc., то есть, аналогичная той, что устанавливается на базовый УАЗ Патриот. В производство Патриот Спорт запущен 1 июля 2010 года. С 1 декабря 2010 года выпуск данной модели остановлен.
  • УАЗ Профи (УАЗ-236021, УАЗ-236022, УАЗ-236323, УАЗ-236324) — коммерческий пикап на базе УАЗ-3163, но с удлинённой до 3500 мм колёсной базой, короткой 2-местной или сдвоенной 4-дверной 5-местной кабиной, грузовой платформой с двумя вариантами по ширине. УАЗ Профи оснащается задним или полным приводом, двигателем ЗМЗ-409051 с увеличенной до 150 л. с. мощностью относительно исходного двигателя ЗМЗ-40906. Серийное производство начато в августе 2017 года.

Ограниченные серии

  • В октябре 2011 года УАЗ анонсировал выпуск лимитированной версии внедорожника в честь 70-летия завода. Автомобили из юбилейной серии будут отличаться отделкой кузова и салона.
  • В сентябре 2013 г. завод выпустил ограниченную партию в стиле Трофи
  • В декабре 2013 г. завод анонсировал специальную версию в стиле Арктик
  • В декабре 2016 г. завод анонсировал ограниченную серию в стиле World of Tanks (обзор в журнале CHIP № 7(220, июль 2017) на стр. 22-23)
  • В августе 2019 г. завод анонсировал ограниченную серию (300 ед.) с коробкой автомат, в эксклюзивном цвете и с определенным набором опций — «EDITION I»
  • Армейский грузопассажирский вариант УАЗ-3163 — представлен на 6-й Российской международной автомобильной выставке «Автосалон-2003» в августе 2003 года.
  • УАЗ 3163-015 АП — патрульная машина для МВД России, разработана и направлена на испытания в 2013 году.
  • бронированные автомобили на базе УАЗ-3163 «Патриот» («Есаул 2945» и «Тарантул-19312»).
  • АСМ-41-01Ш на базе УАЗ-3163 — аварийно-спасательная машина для МЧС РФ.
  • УАЗ-3163-103 — армейский вариант, представленный на выставке «Армия-2015» (в ходовой части использованы стальные кованные диски колес, отсутствуют рейлинги на крыше, предусмотрено крепление для шанцевого инструмента, крепления канистр для воды, масла и вооружения; 2-листовая рессорная подвеска заменена на 4-листовую)

Сломанная задвижка на двери УАЗа

Неужели из запертого полицейского УАЗа можно выпасть? Этот вопрос многим не дает покоя, в том числе и родным Сергея. Его отец в это просто не верит.

— У меня у самого такой же УАЗ был. Всю жизнь мечтал о такой машине. 419-я модель с железной крышей. Я прекрасно знаю, что изнутри заднюю дверь никак не откроешь. Это спецмашина, там решетки, накладки стальные. И упираться ногами там негде, чтобы буянить, как они говорят. В морге нам сказали: «Тяжелый случай. Возьмите в Следственном комитете разрешение на выдачу тела». Приходим, следователь говорит: «А это тот, который из УАЗика выпал?». Я ему говорю, что из УАЗика выпасть невозможно, а он в ответ только молчит, — пересказывает отец погибшего Валерий Щербаков.

Неужели из запертого полицейского УАЗа можно выпасть? Отец Сергея в это просто не верит

Что произошло с дверью автомобиля, рассказал Александр Михайлов. У него была возможность рассмотреть состояние машины.

— Там задвижка и ушко от нее, куда он засовывается этот шпингалет, это ушко с одной стороны оторвано. Там клепки, которые его держат, — меньше мизинца. Я вообще не понимаю, как они его держат. Может, до этого кто-то пинал по двери, каждый день же возят людей в этом УАЗе, и все держалось на соплях. И произошло все это на подъеме, только начали подниматься в гору, и на скорости. Если бы мы только выехали со двора, и скорости не успели бы набрать… Но мы уже полдороги проехали. И когда он упал, они остановились только через шесть-семь метров, — говорит Михайлов.

Снимок той сломанной щеколды на дверце полицейского УАЗа следователи показали позже и матери Сергея Щербакова.

— Мы спросили у следователей про видеокамеру в той машине. Они говорят: «Нет, сломана. Полтора года назад уже сломана». Это видимо такое дорогое удовольствие, починить ее. Ну они говорят, что это надо сразу министру внутренних дел писать, это непорядок. Я уже тоже не выдержала, вставила: «Ну конечно, кому нужно на себя записи иметь!» — рассказывает Альзира Щербакова.

История создания УАЗ Патриот

История современного внедорожника начинается с 2005 года. Именно тогда разработчиками Ульяновского автозавода было принято решение о выпуске принципиально новой модели — УАЗ Патриот 4×4, которая отвечала бы новым требованиям авторынка.

Базой для создания автомобиля послужил его предшественник УАЗ-3163 «Симбир». После глубокого рестайлинга устаревшего варианта авто с конвейера сошла современная и комфортабельная модель. На протяжении всей истории автомобиль не раз обновлялся и дорабатывался.

В 2007 году первым улучшением стал новый, более мощный двигатель с герметичным блоком. Затем машина дополнилась системами ABS (антиблокировочной системы тормозов) и EBD (электронной системы распределения тормозных сил) .

Начиная с 2008 года, с целью повышения комфортабельности автомобиль стали оснащать кондиционером, также был доработан салонный отопитель, а в моторной линейке появился дизельный силовой агрегат.

В этом же году завод выпустил грузовую версию внедорожника UAZ Patriot pickup, производство которой было ориентировано в первую очередь на коммерческие предприятия и фермерские хозяйства.

В 2010 году с заводского конвейера сошла новая версия модели — «Спорт», которая выпускалась в ограниченном количестве. Она отличалась укороченной на 36 сантиметров колесной базой, зауженными дверями и небольшим багажным отсеком. Производство прекратилось в декабре того же года.

На протяжении многих лет внедорожник продолжал совершенствоваться: устранялись его «болезни» и обновлялся экстерьер автомобиля. С 2012 по 2014 годы кардинально преобразился салон, улучшилась панель приборов, появился травмобезопасный четырехспицевый руль, изменилась светотехника.

В октябре 2016 года была произведена модернизация кузова. УАЗ получил новую решетку радиатора, бампер и фары со светодиодной окантовкой. В это же время на коробке передач заменили рычаг переключения скоростей, рулевая колонка стала регулируемой, а безопасность пассажиров при аварии повысили фронтальные подушки безопасности. Новшеством стал совмещенный топливный бак. Появилась вспомогательная система ESP (электронная система управления жесткостью амортизаторов) .

Производителями предусмотрена и дальнейшая доработка внедорожника. Уже в 2019 году автомобиль предполагается оснащать гидромеханической автоматической КПП (коробкой переключения передач) GM 6L50, а к концу года разработчики планируют выпуск второго поколения «Патриот» с независимой передней подвеской и пружинной системой сзади. Также должна произойти замена рулевого управления на обновленный вариант с реечным механизмом.

Автомобиль был разработан не только как гражданский внедорожник, но и для военных целей — в качестве армейского грузопассажирского транспорта, а также спецмашин МВД (Министерства внутренних дел).

«Видишь, Санек, я тебя не бросил в трудную минуту»

Эти слова последние, что успел сказать своему другу перед смертью Сергей Щербаков. В полицейский УАЗ, как потом окажется на свою погибель, парень пошел за компанию с приятелем, которого задержали за хулиганство.

— На момент моего задержания его не было. Он подошел уже потом, когда меня задержали. Подошел к сотрудникам рядом со мной и вежливо попросил: «Ребят, отпустите, пожалуйста, его. Это мой друг. Вот я здесь живу, он сейчас пойдет ко мне и все, спать ляжет». На что сотрудники ему сказали: «Документы при себе имеются?», — «Нет», — «Давайте проедем с нами в отдел», — пересказывает события той трагедии Александр Михайлов.

В машину молодые люди сели добровольно, не буянили, по словам задержанного. В задней секции полицейского УАЗа было тесно, едва умещались вдвоем. Но так как было еще и шумно, в дороге, чтобы слышать друг друга, Сергей пересел на одну лавочку к Михайлову, пришлось облокотиться на дверь автомобиля.

— И так мы ехали. Я помню его последние слова: «Видишь, Санек, я тебя не бросил в трудную минуту». Тут я повернулся к сотрудникам, там щель такая между стенкой и спрашиваю: «В какой отдел нас повезли?». И в этот момент вдруг резко стало светло. Я голову поворачиваю. Сережи уже нет, он упал на дорогу, — рассказывает Александр.

«Обидно, что Сережу пытаются очернить»

Особым цинизмом отдает и сама ситуация, при которой родителям сообщили о смерти сына. Хотя само ЧП произошло примерно в 4 часа утра, в дверь к Щербаковым постучались только в 3 часа дня. Причем, прежде чем рассказать о гибели Сергея, стражи порядка попытались выведать о нем любые сведения, которые помогли бы составить отрицательное мнение о молодом человеке.

— Пришли два сотрудника в штатском и один в полицейской форме. Говорят: «Давайте охарактеризуйте вашего сына». Я ничего не поняла, спрашиваю: «А с чем это связано? Скажите, что случилось?», они мне: «Потом скажем. Сначала дайте ему характеристику». И я, ничего не зная, стала рассказывать о Сереже. Говорю, пиво действительно пил с друзьями пару раз в неделю. Спрашивают: «А наркотики употреблял?». «Ни в коем случае. Он и друзьям об этом категорически заявлял». Спрашивают: «Сидел?». «Нет, не сидел». И потом все время в разговоре опять: «Он наркоман? Он сидел?». Я уже говорю: «Что у вас с памятью?! Я вам уже пять раз сказала, что он не наркоман и не сидел!» — возмущается поведением полицейских Альзира Щербакова.

Так и не сумев раздобыть нужных сведений от матери, полицейские переключились на соседей. Но и те не сказали дурных слов о Щербакове. «Мне это даже обидно. У нас что, есть категория граждан, которых, получается можно гнобить и убивать? И обидно, что Сережу пытаются вот так очернить», — говорит мать погибшего. Только выведав у нее характеристику на сына, стражи порядка попросили женщину взять стул и сообщили ей ужасную новость.

Проститься с Сергеем собрались все близкие и друзья. Многие родственники приехали издалека. «Плакали даже соседи», — рассказывают родные. Все, кто хорошо знал парня, настаивают: наркотики категорически не признавал. И попытка полиции выставить его то хулиганом, то наркоманом — лишь желание снять с себя ответственность за произошедшее.

— Наркотиками никогда он не баловался, он противник всего этого. Выпить мог, да, но никогда не буянил. Пил в основном пиво. Поэтому то, что они говорят — все ложь и неправда. Им просто нужно прикрыть себя, — считает Александр Михайлов.

— Это полная халатность полицейских. Если бы дверь была бы исправна и надежно заперта, он бы не выпал! И сам он не дурак, прыгать головой на асфальт — у него черепно-мозговая травма. Он же не в море прыгал, — добавляет мама Сережи.

Доследственная проверка по факту смерти этого задержанного пока не завершена, решается вопрос о возбуждении уголовного дела по признакам преступной халатности — сообщили в Следкоме по РТ

Дальнейшее обновление

  • В 2018 году будет изменена система охлаждения двигателя с применением нового одноклапанного термостата.
  • В 2019 году в качестве опции будет предлагаться гидромеханическая АККП GM-6L50 производства Punch Powerglide. Новая трансмиссия будет устанавливаться только на двигатель ЗМЗ-409051.10, дебютировавшем на УАЗ Профи.
  • В конце 2019 года ожидается выход второго поколения внедорожника. Предполагается внедрение независимой передней подвески на двойных поперечных рычагах, задние рессоры заменят пружины. Вместо червячного редуктора будет установлен реечный рулевой механизм. Раздаточную коробку Dymos заменит индийская Divgi Warner.