Оглавление
- Популярность и применение
- Great Wall
- Причины снижения популярности
- Типы рам
- «Хаммер»
- Kia Mohave
- Преимущества рамных конструкций
- Понятие рамной конструкции
- GX Lexus
- Современные рамные внедорожники в Китае
- Список рамных внедорожников
- Область применения рамных конструкций
- Преимущества и недостатки рамной конструкции
- Список лучших моделей рамных внедорожников
- №4 – Jeep Cherokee
- Что такое рамные джипы?
Популярность и применение
Рамные конструкции получили распространение в США в период автомобильного бума 60-х годов. Производители стремились создавать новые модели за счет изменения экстерьера кузова, не касаясь при этом ходовой части машины. Рама как раз и давала такую возможность. На одинаковых шасси собирались десятки моделей. Тогда в употребление даже вошел термин body-on-frame, означающий стопроцентную унификацию ходовой части легковых автомобилей. Единственным условием при соединении нового кузова с платформой было полное совпадение монтажных отверстий в раме и корпусе, однако эти технологические нормы легко соблюдались.
В настоящее время рамные конструкции используются при производстве легковых машин редко и только по необходимости, из соображений прочности. Варианты с несущим кузовом намного легче по весу, технологичнее при сборке и имеют более привлекательные параметры пассивной безопасности в том смысле, что при столкновении безрамный кузов складывается как гармошка и гасит инерцию удара. А рама может нанести более ощутимый урон за счет своей жесткости. Поэтому при конструировании просчитывались все возможные ситуации.
Great Wall
Китайская промышленность набирает обороты, в том числе и в сфере автомобилестроения. Лидером по производству китайских рамных внедорожников, безусловно, является компания Great Wall. Она выпускает модели: Safe, Pegasus, Hover и Sing.
Наверное, в России самой популярной моделью является Safe. Данный аппарат выглядит очень мощно и брутально. Впрочем, это, скорее, именно «деревенская» версия. Такую машину не жалко испытать в условиях максимального бездорожья. При этом, двигатель объемом 2,2 литра съедает всего 11 литров на 100 километров.
Наиболее известной же моделью, благодаря труду рекламщиков и маркетологов, стал автомобиль Great Wall Hower. На машину установлена передняя независимая торсионная подвеска и пружинная задняя. Объем двигателя – 2 литра. Мощность – 122 лошади.
Учитывая тот факт, что Hover сконструирован и использование опыта японских компаний «Тойота» и «Митсубиси», автомобиль получился очень даже неплохим. Стильный дизайн, хорошая подгонка деталей кузова, современная «начинка» — всё это факторы, способствующие популярности данной модели. Правда стоит Hover в хорошей комплектации недешево.
Причины снижения популярности
В современных условиях данный тип конструкции встречается все реже и реже. Отказ от рамной технологии происходит из-за ее значительных недостатков:
- Высокая масса автомобиля, что негативно влияет на скорость передвижения и расход топлива;
- Малый объем интерьера. Силовые элементы (балки), проходящие непосредственно под полом кузова, достаточно велики – настолько, что это может создавать проблемы для пассажиров с высоким ростом;
- В случае столкновения возникает ненулевой риск смещения кузова и каркаса друг относительно друга. Неизбежным следствием такого гипотетического исхода будут человеческие жертвы;
- Устойчивость легковых автомобилей при деформационном воздействии сил в поперечной плоскости достаточно низка. Объемные конструкции позволяют избежать этого недостатка, но использование их в моделях массового производства невозможно.
Именно поэтому автомобили с таким каркасом все реже встречаются на наших дорогах.
Типы рам
- Хребтовая (Х-образная).
- Лонжеронная.
- Сторонняя (периферийная).
- На основании.
- Пространственная (решётчатая).
Самая популярная и наиболее востребованная у конструкторов — лонжеронная рама. Согласно статистике, использование лонжеронов позволяет создать если не лучший, то вполне надёжный рамный внедорожник.
Своей популярностью она обязана наличию балок и специальному усилению в местах наиболее интенсивной нагрузки на раму. Все детали рамы соединяются посредством крепких болтов, заклёпок или точечной сварки, что ещё больше укрепляет всю конструкцию автомобиля в целом.
«Хаммер»
Список рамных внедорожников был бы не полным без модели «Хаммер». История этих легендарных вездеходов имеет армейские корни. Первоначальное предназначение техники – эксплуатация исключительно в военных подразделениях армии США.
Со временем появились гражданские прототипы «Хаммеров», которые выпустили в нескольких версиях. Некоторые из них были рассчитаны только на бездорожье, другие варианты прекрасно чувствовали себя на улицах городов. Например, модификация Н3 – это компактный джип, вобравший в себя лучшие параметры рамного внедорожника, современное оснащение, повышенную проходимость и нетрадиционный для своего класса экстерьер.
Kia Mohave
Транспортные средства, выпускаемые корейским автопроизводителем Kia, всегда отличались надежностью, неприхотливостью в обслуживании, имеют на борту самое современное высокотехнологичное оборудование и все это предлагается купить по весьма привлекательной стоимости. Все эти достоинства применительно к рамному внедорожнику Mohave необходимо умножить на два и тогда вы получите общее представление об этой замечательной модели. При его разработке автопроизводитель стремился получить машину способную проехать везде, где это только, возможно, и при этом ставилась цель создать в салоне максимально возможные комфортабельные условия.
Сочетание исключительной проходимости по пересеченным участкам местности с комфортабельностью внутреннего интерьера можно встретить далеко не в каждом внедорожнике даже в том случае, если речь идет о машинах от автопроизводителей с мировым именем. В состав начальных опций Mohave входит премиальная стереосистема Rockford с 12 динамиками, тормозная система со стабилизатором устойчивости по курсу и множество других интересных устройств. Под капотом актуальной версии Mohave устанавливаются моторы на 250 и 275 л. сил, при этом такие мощные силовые установки потребляют в среднем 9,7 литров топлива.
Преимущества рамных конструкций
Это конструктивное решение имеет ряд сильных сторон:
- простая конструкция. Если рассматривать с инженерной точки зрения, рамная конструкция очень простая в сравнении с «классическим» кузовом;
- повышенный уровень комфорта и эргономики. Рамная конструкция в значительной мере снижает уровень шума в салоне, а также количество и интенсивность вибраций при преодолении различных препятствий;
- высокая устойчивость к нагрузкам и износостойкость. Можно смело сказать, что рамная конструкция – это единственный способ сделать машину максимально устойчивой к различным нагрузкам. По этой причине грузовики, внедорожники, трактора и даже автобусы до сих пор изготавливают по данному принципу;
- низкая стоимость. Для автоконцернов это означает, что они могут удешевить расходы при производстве транспортного средства. Для автолюбителя – они могут купить хорошую машину по низкой цене;
- упрощённая сборка. Собирать такую машину на конвейере намного проще и быстрее. Это позволяет снизить производственные затраты;
- долговечность. Это преимущество в особенности касается более старых моделей, когда ещё автоконцерны делали машины для людей, а не для того, чтобы они быстрей сломалась, и потребители пришли покупать новую;
- ремонтопригодность. Простая конструкция позволяет упростить и ускорить проведение возможных ремонтных работ. Если случай практически безнадёжен, то каркас с лёгкостью можно заменить на новый;
- лифтование. Автовладелец может изменить дорожный просвет на своё усмотрение, просто установив колёса другого радиуса;
- мощь. Конструкция настолько устойчивая, что рамный внедорожник превратился в отличный буксир. Он с лёгкостью вытащит даже из самой страшной грязи любой автомобиль с несущим кузовом, показав, кто здесь главный;
- езда по ухабам. Теперь российские дороги вам не страшны, ведь транспортное средство с лёгкостью преодолевает их без вреда для себя.
Однако кроме плюсов такие машины имеют и некоторые недостатки. В их число входят:
- большой вес. Рама существенно увеличивает вес автомобиля. За счёт этого увеличивается расход топлива;
- управляемость. В данном аспекте рамные внедорожники уступают стандартным авто с несущим кузовом;
- снижение размеров салона. Хоть и немного, но всё же снижается полезный объём салона.
Понятие рамной конструкции
С каждым годом инженеры совершенствуют и меняют рамные системы на своих автомобилях. Компании всегда опираются на спрос среди потребителей, меняя конструкцию в том направлении, в котором хотят видеть её покупатели.
Ранее с формированием рейтинга лучших рамных внедорожников было много проблем, поскольку практически все машины использовали в своей основе раму. Она применялась на внедорожных моделях и даже на небольших паркетниках. Сейчас же ситуация кардинально изменилась.
В современном автомобильном производстве осталось не так много истинных внедорожников, которые не изменили традициям, и остались на старой доброй раме.
Раму справедливо называют наиболее тяжеловесным компонентом машины. В среднем это около 15-20% от общего веса автомобиля. К раме предъявляются повышенные требования по надёжности, прочности, но одновременно она должна быть ещё и лёгкой, насколько это возможно. Основой рамной конструкции выступают продольные балки, соединённые с помощью поперечин. Нет чёткого стандарта касательно числа балок. Их определяет индивидуально каждый производитель для конкретной модели и кузова.
Чаще всего ширина рамы переменная. Она расширяется в районе расположения двигателя, и сужается в зоне заднего моста. Самыми популярными считаются клёпаные виды автомобильных рам. Это обусловлено простотой изготовления и высоким уровнем технологичности производства. В мелкосерийном производстве могут использовать болтовые соединения. Ещё существуют цельносварные рамы, но основная сфера их применения — это тяжёлая дорожная техника. Крепление кузова происходит с помощью кронштейнов и болтов. Дополнительно используются прорезиненные прокладки, которые призваны снижать уровень вибраций, передающихся на кузов.
Основные преимущества
Прежде чем назвать фаворитов в топ 10 среди лучших рамных внедорожников в 2020 году, стоит отдельно изучить основные сильные стороны таких конструкций.
К преимуществам рамы для производства автомобилей можно отнести такие пункты:
- У рамы достаточно простая конструкция, выполненная в соответствии с точными расчётами.
- Рама, расположенная отдельно от кузова, способна увеличивать уровень комфорта машины. Повышается шумоизоляция и виброизоляция.
- Отдельная рама лучше приспособлена под высокие нагрузки. Это делает рамные внедорожники максимально выносливыми, крепкими и прочными на фоне современных кроссоверов.
- Одну раму можно использовать для создания различных модификаций и разных моделей авто.
- Раму можно удлинить, не потеряв при этом в прочности.
- Рама упрощает заводскую сборку машин. Это быстрее и выгоднее по себестоимости в сравнении с несущим типом кузова.
- Отремонтировать такую машину после аварии и ДТП намного проще. Если рама не пострадала, восстановление кузова будет быстрым и сравнительно недорогим.
В рамках актуального рейтинга были собран список лучших рамных внедорожников на 2020 год, которые сумели завоевать наибольшую популярность в мире и в России, пользуются заслуженным спросом и предлагают максимум преимуществ для своих владельцев. Помимо признанных лидеров и мастодонтов сегмента, в топ вошёл и продукт отечественного производства.
GX Lexus
Даже эксклюзивные бренды входят в список рамных внедорожников с лучшими показателями. Рассматриваемая модификация отличается высокими качественными и ходовыми характеристиками, существует довольно давно, разработана в совместном сотрудничестве между американскими и японскими конструкторами.
На тест-драйвах данный автомобиль продемонстрировал весьма приличные результаты, несмотря на скептицизм некоторых специалистов. Авто отлично совмещает в себе параметры классических внедорожников и преимущества рамных вариаций. Транспортное средство оснащено современным глобальным дизайном, существенным клиренсом, полным приводом и мощной силовой установкой.
В движение машину приводит бензиновый мотор объемом 4,6 литра, силой порядка 300 «лошадок». В комплектацию входит современная мультимедийная система, блок стабилизации, электронные помощники, кожаный интерьер салона и прочие приятные дополнения. Стоимость – не менее трех миллионов рублей.
Современные рамные внедорожники в Китае
Первым мы решили вспомнить китайский бренд Great Wall. У этого производителя есть несколько джипов и пикапов, использующих стандартную рамную конструкцию.
Рекомендуемая статья: Японский автопроизводитель озвучил сроки дебюта «трехрядной» Mazda CX-5
Во-первых, это пикап Wingle 5. В базе он дешевле УАЗа, но, если вы хотите полный привод, цена выше где-то на 20%. Движки на него ставят либо японские от Mitsubishi (бензиновые), либо свои, выпускаемые с использованием лицензированных технологий Бош.
Популярны и другие две машины – классические джипы Haval H3 и Haval H5. Первый использует двухлитровый движок, выпускаемый по лицензии японцев, имеет ABS и EBD. Машина ломает все стереотипы о китайском качестве, взяв 4 звезды в краш-тестах Euro NCAP.
У «Пятёрки» цена повыше, движок бошевский дизель, созданный совместно с инженерами Great Wall. Полный привод подключаемый. Трансмиссия либо АКПП – 5, либо МКПП – 6.
Haval H9
Салон Haval H9 рассчитан на 7 мест. Мощный внедорожник с полным приводом, стальной рамой, раздаточной коробкой с понижающей передачей справится с российским бездорожьем без проблем. Отлично выглядит и оснащение авто – парктроник, камера заднего вида, навигатор и мультимедиа центр, климат-контроль предлагаются лаже в базе.
Стартует цена «Китайского Prado» (прозвище он получил за некоторое внешнее сходство) от 2.4 млн.руб.
Great Wall Hover H3
Авто оборудован климат-контролем, противотуманками, полным электрокомплектом, датчиком «дождя и света» и литыми дисками 17 дюймов. Салон имеет кожаную обивку сидений, а также люк с электроприводом. Есть электропривод и у сидения водителя.
Машина обладает 122-сильным 2-литровым бензиновым движком и 5-ступенчатой механической коробкой передач. Ценник от 990 000,00 руб.
Great Wall SUV
Автомобиль с начала своего производства, в 2003 году, занимает лидирующее место по объемам продаж на китайском рынке. А вот на российских рынках он является новичком. Можно сказать, что этот внедорожник является стопроцентным джипом. Ведь он обладает мощной рамой, 205 мм клиренсом, огромными колесами — 235/75 R15, имеет высокую подвеску, оцинкованный кузов и пониженный ряд передач. Он оснащен бензиновым мотором объемом 2,3 л., расход джипа при этом в среднем составляет 9 литров. Что касается комфорта, то он на высоком уровне. Например, если машина месит грязь, то в салоне автомобиля нет даже ни кого намека на шум и вибрацию. Комфорт на высоком уровне, хорошие кожаные сиденья, есть кондиционер, электрозеркала, электрический стеклоподъемник и многое другое.
Просят за такое авто на отечественном рынке порядка 15 тысяч условных единиц.
Great Wall Deer
Этот внедорожник представляет собой полноразмерный 4-хдверный пикап. Он имеет полный привод, пониженные передачи, высокий клиренс, оцинкованный кузов. Great Wall Deer оснащен мотором R4 8V, объем которого составляет 2,3 литра, а мощность — 105 «лошадок», работающим в паре с 5-скоростной «механикой». Для того, чтобы предотвратить скольжение и занос, в машине есть система распределения тормозных усилий — SABS. Также в комплектацию авто включены полный электропакет, легкосплавные диски, аудиосистема, кондиционер и удобные широкие сиденья.
Список рамных внедорожников
РВ в мире произведено очень много, и перечислить список всех марок сложно, поэтому приведем самые популярные модели, которые существуют в мире:
- Шевроле Блейзер/ Тахо/ Субурбан;
- Додж Durango;
- Форд Expedition/ Bronco;
- Форд Explorer (до 2010 года);
- Греат Вол Hover 3/ Hover 5;
- Haval H7/ H9;
- Хендай Galloper/ Terracan;
- Инфинити QX80;
- Исудзу Axiom;
- Джип Cherokee/ Wrangler;
- Форд Kuga;
- Ленд Ровер Defender;
- Лексус LX;
- Мерсрдес G-класса;
- Мицубиси Pajero Sport/ Pajero;
- Ниссан Patrol/ Armada/ Terrano;
- Опель Frontera/ Monterey;
- Ссанг Йонг Rexton/Kyron;
- Сузуки Jimny/ Samurai;
- Тагаз Тайгер;
- Тойота Land Cruiser 200/ Prado;
- УАЗ Патриот.
Настоящие рамные внедорожники считаются лучшими по проходимости, они позволяют преодолевать различные препятствия:
- снежные заносы;
- песчаные барханы;
- скалистую местность;
- непролазную глину.
Чаще всего РВ оснащаются подключаемым полным приводом, и по внедорожным качествам не имеют равных, кроссоверам и паркетникам до «рамников» далеко. Еще многие рамные внедорожники конструируются:
- с блокировками дифференциалов;
- раздаточной коробкой;
- понижающей передачей;
- постоянным полным приводом;
- с электронной межосевой муфтой.
Есть модели с изменяющимся дорожным просветом – регулируемый клиренс позволяет решать различные задачи, использовать автотранспорт как на бездорожье, так и на ровном шоссе.
Область применения рамных конструкций
Автопроизводители остановились на рамной конструкции для грузовиков, тяжелых внедорожников и в некоторых случаях для автобусов. Отдельной статьей стоят премиальные авто, особенно в бронированном исполнении.
Изначально детали несущего основания скреплялись с помощью заклепок или цельнолитым способом. Клепочная технология достаточно простая и удобная. Она не требует дорогостоящего оборудования и высокой квалификации сборщиков. В настоящее время используется только для грузовиков. Рамы, изготовленные методом цельного литья, отличались высокой прочностью, но в силу своей дороговизны и сложности наладки оборудования и оснастки окончательно ушли в историю.
Сварочная технология заняла свое место и имеет все перспективы дальнейшего развития. Такую работу легко автоматизировать, а сварные элементы гораздо проще отливать и транспортировать, чем целиковую раму. Большинство грузовых и внедорожных автомобилей выполнено по этой технологии.
Автомобили с рамной конструкцией:
- УАЗ «Хантер»;
- УАЗ «Патриот»;
- Джипы «Грейт Волл»;
- Джипы «Хавал»;
- Некоторые джипы корейских производителей.
Преимущества и недостатки рамной конструкции
Автомашины повышенной проходимости в России все больше с каждым годом набирают популярность, и на российском рынке существует много различных марок кроссоверов и внедорожников. Авто с безрамным кузовом становится все больше, кто-то считает, что рамная конструкция постепенно устаревает. Еще есть мнение, что только рамный внедорожник (РВ) может считаться настоящим вездеходом – рама придает кузову жесткость и надежность, и авто проходит все препятствия, как танк.
Итак, преимущества РВ:
- авто с рамой на всех ухабах и кочках более устойчив, его не так сильно мотает из стороны в сторону;
- рама позволяет везти больше груза и пассажиров, так как является более жесткой конструктивно;
- для РВ реже требуется выставлять углы развала-схождения;
- при аварии на «рамнике» меньше нарушается геометрия кузова;
- на рамной конструкции менее заметны вибрации, и ездить на таком внедорожнике комфортнее;
- конструкция РВ проще, до элементов подвески на нем легче добраться.
Недостатки у «рамников» тоже есть, именно из-за них часто производители отказываются от рамы:
- цена рамного внедорожника выше;
- при установке рамы увеличиваются габариты и вес;
- расход топлива у «рамников» больше;
- для РВ необходим более мощный двигатель.
Но у рамы есть еще один очень большой плюс: она нередко спасает пассажиров в салоне при аварии – прочный металл не складывается в гармошку.
Список лучших моделей рамных внедорожников
Если рассматривать топовые РВ, то здесь следует отметить несколько моделей:
- Mercedes Гелендваген;
- Мицубиси Pajero Sport;
- Ниссан Patrol;
- Инфинити QX80;
- Тойота Land Cruiser 200.
Мерседес-Бенц Гелендваген – полноразмерный автомобиль повышенной проходимости G-класса, производится с 1979 года, за время его выпуска сменилось два поколения, а в 2018 году планируется запустить в серийное производство Мерседес G-Class-3 в кузове W464. Немецкий внедорожник изначально комплектовался двумя бензиновыми и двумя дизельными двигателями, все модели оснащались 4-ст. МКПП, подключаемым передним приводом. Короткобазный автомобиль выпускается с колесной базой 2400 мм, длиннобазный – 2850 мм. Моторы Mercedes G-класса не отличаются особой экономичностью – мощность ДВС на внедорожниках серии AMG достигает 500 лошадиных сил.
Среднеразмерный японский РВ Pajero Sport от компании Mitsubishi впервые был представлен в 1996 году, он создан на базе пикапа Мицубиси L200. Второе поколение авто производится с 2008-го года, с 2013-го сборка Pajero Sport-2 осуществляется в России (г. Калуга). Модель из Японии отличается почти фантастической проходимостью, высокой надежностью, Спорт-2 обладает весьма вместительным багажником, имеет теплый комфортный салон. Основные недостатки марки – не очень хорошая шумоизоляция, слабое лакокрасочное покрытие, достаточно высокий расход топлива.
Toyota Ленд Крузер 200 – еще один яркий представитель японских внедорожников с очень хорошим качеством сборки, с отличными техническими характеристиками. Модель Land Cruiser производится с далекого 1951 года, автомобиль 9-поколения Ленд Крузер 200 серийно выпускается с конца 2007-го года. Самое главное качество внедорожники Тойота – надежность, этот автомобиль также отличается высоким уровнем комфортности. На российском рынке модель пользуются большим спросом, и часто автовладельцы продают подержанную машину практически за ту же цену, что и купили.
Nissan Patrol – также модель, выпускаемая несколько десятилетий, является прямым конкурентом тойотовский марки Land Cruiser. Патрол производится с короткой и длинной базой, в трех- и пятидверном исполнении. Автомобиль характеризуется мощной рамой, мостами с неразъемным корпусом, достаточно внушительными размерами. В 2017 году с конвейера сходит Nissan Patrol 6-го поколения в кузове Y62.
Infiniti с индексом QX80 производится с 2013 года, внедорожник создан на базе Nissan Patrol Y62, является автомобилем премиум-класса. QX80 оснащается только одним типом двигателя – бензиновой «восьмеркой» 5.6 л мощностью 405 лошадиных сил. Динамика внедорожника впечатляет, он способен разгоняться до «сотни» за 6,5 секунд.
№4 – Jeep Cherokee
Цена: 3 000 000 рублей
В шаге от попадания в призовую тройку нашего списка, в котором собраны топ 10 лучших рамных внедорожников, остановился Jeep Cherokee. Заслуга столь высокого места обусловлена не только самобытным дизайном, но и высоким показателем проходимости, которым конкуренты могут только позавидовать. В интерьере сплошь и рядом прослеживается премиум-уровень.
Работает это чудо либо на бензиновом движке с объёмом 3,6 литра и 272 лошадками на борту, либо на дизельном агрегате с 2 литрами объёма и 170 л.с. Лично я отдаю предпочтение второму варианту. У него более классный подхват с хода и получше шумоподавление. Коробка передач – 9 ступенчатый автомат. На дороге Jeep Cherokee зарекомендовал себя хорошо – подвеска сглаживает любые кочки на дороге.
Что такое рамные джипы?
Рамный джип – что это такое? Это такой тип автомобиля, в котором на раму крепится двигатель, КПП, раздатка и прочее. А кузов надевается, словно крышка на эту конструкцию. В некоторых авто используется несколько иная система, которую принято называть интегрированной рамой. В этом случае рама сваривается с кузовом, хотя внешне выглядит точно так же.
В чём отличие несущих кузовов от аналогов с интегрированной рамой? Во втором случае имеются лонжероны. Они проходят от заднего бампера к переднему. Есть у такого решения свои плюсы и минусы. Плюс в том, что производитель может создать в нужных местах зоны деформации. Да и ходовая намного лучше воспринимает езду по сложным участкам дороги и перевозку тяжёлых грузов. Минус в том, что такие модели внедорожников имеют проблемы с гашением вибраций на кузове.
Плюсы и минусы рамной конструкции
У рамных моделей есть больше возможностей для тюнинга. К примеру, если владелец авто захочет поставить колёса большего диаметра, или сделать «лифт», он сможет себе это позволить. Второй момент связан с ДТП. Если ваша машина попала в аварию, рамный автомобиль восстановить в разы легче.
Если говорить о ходовой части, то здесь она будет более надёжной и прослужит дольше, при условии регулярного технического обслуживания. Если вам предстоит эксплуатировать машину в тяжёлых условиях, на бездорожье, буксировать другие авто, шансов больше у рамного джипа.
Недостатки есть, и они для многих владельцев являются весьма ощутимыми. К примеру, наличие рамы сразу же сказывается на увеличении массы и уменьшении объёма салона. Приходится искать выход в облегченных материалах, увеличении кузова и т. д. Повышение массы авто негативно сказывается на его экономичности. Сорвать с места более тяжёлый джип сложнее. Увеличивается расход топлива.
В большинстве случаев, управляемость у рамных моделей внедорожников хуже. Уступают они и в таком параметре, как пассивная безопасности. Определить зоны деформации весьма проблематично.