Панель авторизации

Появление дороги

Дату ее возникновения назвать трудно, но она уже должна была быть в 14 веке. По сохранившимся документам ученые сделали вывод, что тогда существовала тесная связь, в первую очередь, торговая, между Москвой, Смоленском и Оршей. Значит, была и дорога.

Сначала она была сухопутно – водной, а потом только сухопутной и «прямоезжей». И называли ее в документах того времени Большой Смоленской или Посольской, а иногда и Большим главным гостинцем (от слова «гость»).

Путешествие по ней в то время было едва ли не подвигом, для иностранцев и вовсе невозможным. Писатель И. С. Соколов-Микитов описывает их впечатления: «Тяжек был путь. Полон диких зверей нескончаемый лес. Страшны московитские мужики. Ужасна дорога, которую, чтоб не потонуть в топи, русские люди устилают бревенчатой гатью».

Но, видно, сильна была нужда, коли все равно ехали по той дороге гости к Московскому Кремлю.

Почтовое дело на Смоленщине

Все захватчики с запада шли на российские земли по Старой Смоленской дороге. В начале 17 века поляки захватили большую часть Смоленщины, которая стала их территорией на полвека. Когда земли вернулись в состав России, в западном направлении был проложен почтовый маршрут. Для скорости передвижения почтовой службы местному населению было предписано содержать дорогу в хорошем состоянии.

В 1668 году была создана первая почтовая станция в селе Мигновичи, а к середине 19 века в Смоленской губернии было семь почтовых маршрутов с 43-мя станциями. Большая часть из них находилась на Старом Смоленском тракте.

Карта дорог из Смоленска в Старую на машине

Смоленск
Смоленск — Печерск (7 км;
0:05)
Печерск 7 км 0:05
Печерск — Ольша (14 км;
0:09)
Ольша 21 км 0:15
Ольша — Верховье (10 км;
0:06)
Верховье 31 км 0:21
Верховье — Каспля-2 (12 км;
0:21)
Каспля-2 43 км 0:43
Каспля-2 — Титовщина (29 км;
0:20)
Титовщина 73 км 1:03
Титовщина — Демидов (3 км;
0:02)
Демидов 77 км 1:06
Демидов — Крутое (22 км;
0:15)
Крутое 99 км 1:21
Крутое — Велиж (17 км;
0:12)
Велиж 115 км 1:34
Велиж — Будница (11 км;
0:08)
Будница 127 км 1:42
Будница — Удвяты (20 км;
0:10)
Смоленская область — Псковская область
Удвяты 146 км 1:53
Удвяты — Дворец (9 км;
0:04)
Дворец 154 км 1:57
Дворец — Усвяты (1 км;
0:00)
Усвяты 156 км 1:58
Усвяты — Узкое (12 км;
0:06)
Узкое 168 км 2:05
Узкое — Чурилово (8 км;
0:04)
Чурилово 176 км 2:09
Чурилово — Лёхово (9 км;
0:04)
Лёхово 185 км 2:14
Лёхово — Борки (29 км;
0:18)
Борки 214 км 2:32
Борки — Невель (2 км;
0:02)
Невель 216 км 2:34
Невель — Перебоево (9 км;
0:08)
Перебоево 225 км 2:43
Перебоево — Усть-Долыссы (14 км;
0:09)
Усть-Долыссы 239 км 2:52
Усть-Долыссы — Таланкино (9 км;
0:07)
Таланкино 248 км 2:59
Таланкино — Пустошка (18 км;
0:12)
Пустошка 266 км 3:11
Пустошка — Алоль (23 км;
0:17)
Алоль 290 км 3:29
Алоль — Звоны (28 км;
0:18)
Звоны 317 км 3:48
Звоны — Опочка (12 км;
0:08)
Опочка 330 км 3:56
Опочка — Гораи (48 км;
0:30)
Гораи 378 км 4:27
Гораи — Крюки (7 км;
0:03)
Крюки 384 км 4:31
Крюки — Остров (16 км;
0:09)
Остров 401 км 4:40
Остров — Остров-2 (0 км;
0:00)
Остров-2 402 км 4:40
Остров-2 — Беляево (9 км;
0:06)
Беляево 411 км 4:47
Беляево — Стремутка (28 км;
0:16)
Стремутка 439 км 5:04
Стремутка — Соловьи (3 км;
0:01)
Соловьи 442 км 5:05
Соловьи — Глоты (7 км;
0:03)
Глоты 449 км 5:09
Глоты — Черёха (1 км;
0:00)
Черёха 450 км 5:10
Черёха — Псков (1 км;
0:00)
Псков 451 км 5:10
Псков — Подборовье-1 (21 км;
0:13)
Подборовье-1 472 км 5:24
Подборовье-1 — Цапелька (26 км;
0:14)
Цапелька 497 км 5:38
Цапелька — Лудони (31 км;
0:16)
Лудони 528 км 5:55
Лудони — Феофилова Пустынь (9 км;
0:05)
Феофилова Пустынь 537 км 6:01
Феофилова Пустынь — Заполье (17 км;
0:10)
Заполье 555 км 6:11
Заполье — Заплюсье (7 км;
0:04)
Заплюсье 561 км 6:15
Заплюсье — Заплюсье (2 км;
0:01)
Заплюсье 563 км 6:17
Заплюсье — Ретюнь (14 км;
0:07)
Псковская область — Ленинградская область
Ретюнь 577 км 6:25
Ретюнь — Межозёрный (7 км;
0:04)
Межозёрный 585 км 6:29
Межозёрный — Раковичи (3 км;
0:01)
Раковичи 588 км 6:31
Раковичи — Дзержинского (3 км;
0:01)
Дзержинского 590 км 6:32
Дзержинского — Естомичи (2 км;
0:01)
Естомичи 593 км 6:33
Естомичи — Луга (3 км;
0:01)
Луга 596 км 6:35
Луга — Черёмушки (4 км;
0:02)
Черёмушки 600 км 6:37
Черёмушки — Жельцы (11 км;
0:06)
Жельцы 610 км 6:44
Жельцы — Мшинская (20 км;
0:12)
Мшинская 630 км 6:57
Мшинская — Вознесенка (34 км;
0:20)
Вознесенка 664 км 7:17
Вознесенка — Рождествено (1 км;
0:00)
Рождествено 665 км 7:17
Рождествено — Слобода (1 км;
0:00)
Слобода 666 км 7:18
Слобода — Выра (2 км;
0:01)
Выра 668 км 7:19
Выра — Никольское (11 км;
0:06)
Никольское 679 км 7:25
Никольское — Большие Колпаны (10 км;
0:07)
Большие Колпаны 689 км 7:32
Большие Колпаны — Гатчина (4 км;
0:02)
Гатчина 693 км 7:35
Гатчина — Торфяное (2 км;
0:01)
Торфяное 696 км 7:37
Торфяное — Малое Верево (7 км;
0:06)
Малое Верево 703 км 7:43
Малое Верево — Пушкин (9 км;
0:08)
Ленинградская область — Санкт-Петербург
Пушкин 712 км 7:51
Пушкин — Малое Карлино (4 км;
0:02)
Санкт-Петербург — Ленинградская область
Малое Карлино 716 км 7:54
Малое Карлино — Шушары (4 км;
0:02)
Ленинградская область — Санкт-Петербург
Шушары 721 км 7:56
Шушары — Дальняя Рогатка (3 км;
0:01)
Дальняя Рогатка 724 км 7:58
Дальняя Рогатка — Санкт-Петербург (3 км;
0:01)
Санкт-Петербург 727 км 8:00
Санкт-Петербург — Шушары (1 км;
0:00)
Шушары 728 км 8:01
Шушары — Янино-1 (22 км;
0:12)
Санкт-Петербург — Ленинградская область
Янино-1 750 км 8:13
Янино-1 — Суоранда (4 км;
0:03)
Суоранда 754 км 8:17
Суоранда — Янино-2 (1 км;
0:00)
Янино-2 754 км 8:17
Янино-2 — Старая (1 км;
0:01)
Старая 757 км 8:20

Современное состояние

Вдоль дороги большое количество братских могил и памятников бойцам Великой Отечественной на местах ожесточённых боёв.

Бо́льшая часть пути совпадает с современными участками проезжих трасс. Тем не менее, имеются недействующие участки дороги, пройти по которым возможно только пешим способом (через лес) и вплавь (через реки). Проехать насквозь по дороге невозможно ввиду непреодолимых препятствий (отсутствие действующих переездов через железнодорожные пути в городе Вязьма, заросшие просеки). Бо́льшая часть недействующих участков доступна для проезда на внедорожниках, приспособленных к проходу через броды.

Между городами Москва и Можайск существует действующий участок дороги, проходящий по Кутузовскому проспекту Москвы и Можайскому шоссе (А100) Москвы и Московской области.

Между городами Можайск и Гагарин (Гжатск) дорога является частично проезжей. Она продолжается по действующему участку автодороги A100 через Бородинское поле и село Бородино, затем отклоняясь от действующего участка севернее в сторону поселка Уваровка. После Уваровки имеется также «условно-действующий» участок до города Гагарин.

Между городами Гагарин и Вязьма дорога не имеет действующего участка. Оставшаяся тропа пересекает трассу «Беларусь» и проходит через деревни Красная Слобода и Царево-Займище. Далее тропа уходит севернее, пересекает трассу «Беларусь», проходит через деревню Теплуха, снова пересекает трассу «Беларусь» и приходит в деревню Мясоедово. Далее тропа пересекает две железные дороги без действующих переездов и попадает на улицу Ленина города Вязьма.

От города Вязьма до села Соловьево дорога совпадает с действующим участком автодороги Р134. На этом участке между Семлёво и Дорогобужем, по состоянию на лето 2008 года, дорога имеет труднопроходимые участки[источник не указан 2314 дней].

По состоянию на осень 2014 года, участок дороги на подъезде к деревне Васино (примерно 7 км от деревни в сторону Вязьмы) можно преодолеть только на внедорожниках. От Васино в сторону Дорогобужа ведется ремонт дороги.

На участке между городом Дорогобуж и Смоленском путь, соответствующий первоначальной дороге (проходивший через Лубинское поле и не соответствующий автодороге Р134), недействующий. Соответствующий участок автодороги Р134, проходящий через поселок Кардымово, по состоянию на июнь 2014 года капитально отремонтирован; по нему налажено постоянное автобусное сообщение.

История и развитие

Возникновение Старой Смоленской дороги датируется XIV—XV веками. Дорога являлась старейшим и кратчайшим водно-сухопутным путём из Европы в Московские земли. Её описание можно найти в «Записках о Московитских делах» (Вена, середина XVI в.) австрийского посла Герберштейна, книгах Мейерберга и «Путевых записках» стольника П. А. Толстого. Путь из Смоленска в Москву был сложным, тяжёлым и опасным. По свидетельству А. Мейерберга (1661), на протяжении 130 верст между Вязьмой и Можайском дорога шла через сплошной лес, «пустынность которого охраняется одной деревней Царёво-Займище». Адольф Лизек (1675) писал, что «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириною около 30 футов с бревенчатою по болотам настилкою».

Позднее дорога выпрямляется, становится прямоезжей и полностью сухопутной. Только к XVIII веку дорога полностью формируется, приобретает свои очертания, обрастает постоялыми дворами, почтовыми станциями и путевыми столбами.

По проекту инженера Ивана Соловьёва в XVIII веке бывшая грунтовая сезонная дорога получила щебёночное покрытие, чуть позже жителями окрестных поселений у деревни Соловьёво было построено два плавучих моста через Днепр, и по дороге стало возможным круглогодичное сообщение между Смоленском и Москвой.

По Старой Смоленской дороге отступали русские войска под натиском армии Наполеона в Отечественной войне 1812 г. По ней же Наполеон с остатками армии бежал от Москвы на запад (начиная с Вязьмы).

Великая отечественная война 1941—1945 гг. оставила больше отметин на истории Старой Смоленской дороги, чем вся её многолетняя история. Повторяя события 1812 года, обессиленная Красная армия отступала к Москве, ожесточенно сопротивляясь натиску фашистских войск. Вплоть до 1943 года линия фронта проходила в районе пос. Уваровка, а немецкие войска, окончательно увязнув в сопротивлении советских солдат, начали готовиться к обороне в районе Дурыкино, упоминаемого в географии Старой Смоленской дороги. В 1943 году, повторяя путь армии Наполеона, немецкие войска стали отступать по всей линии фронта в результате Ржевско-Вяземской операции.

С временами войны 1812 года и Великой Отечественной войны связаны ожесточённые бои на соловьёвской переправе.

Долгое время по части маршрута дороги от Вязьмы до Смоленска проходило основное европейское дорожное направление от Москвы, на этом участке дорога притянута к руслу реки Днепр и имеет менее рассечённый рельеф (технологическое преимущество), нежели рельеф маршрута современной спрямлённой трассы М1 «Беларусь».